Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Раскольническая "Русская Истинно-Православная Церковь" (РИПЦ) ("лазаревская" ветвь Российской Катакомбной Церкви)

Среди достаточно многочисленных самопровозглашенных «церквей», имеющихся на территории Российской Федерации и стран СНГ, «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ), известная также как «лазаревская» ветвь «Российской Православной Катакомбной Церкви» (РПКЦ) является на сегодняшний день одной из самых многочисленных. Представители РИПЦ есть и в Тульской области.

Сведения о наличии в настоящее время в нашей области «катакомбников» РИПЦ нам удалось получить из ряда открытых интернет-источников.

Одним из таких источником является официальный сайт «Русской Истинно-Православной Церкви», на котором в 2008 году была размещена следующая информация: «13/26 февраля 2008 года, в 20 часов, в г.Новомосковске Тульской обл. на 95-м году жизни скончалась старейшая катакомбная монахиня Иверского женского монастыря Русской Истинно-Православной Церкви схимонахиня Анна (в мiру Марфа Степановна Колоскова, 1913 года рождения)» (1).  

Далее в указанном материале сообщалось: «Схимонахиня Анна до конца своих дней была верна Катакомбной Церкви. Она прожила долгую многотрудную жизнь, перенеся все испытания эпохи большевизма, военные годы, нужду, голод, гонения на веру. Она сумела вырастить шестерых детей. С 1949 года была постоянной прихожанкой катакомбной иосифлянской общины ИПЦ, окормляемой схиархимандритом Иринеем (Поповым), убежденным противником “советской” церкви, который проживал в деревне Левино Богородицкого района Тульской области. После его кончины общину в разное время окормляли катакомбные священники иеросхимонах Амвросий (Капинус) из Воронежа, иеромонах Феодор (Рафанович) из Гомеля и харьковский батюшка о. Никита (Лехан).

В 1991 году иеромонах Евфимий (Трофимов) постриг Марфушу (так любовно называли ее в общине за необычайную доброту) в иночество с именем Мелании. В 2002 году инокиня Мелания становится старейшей и по возрасту, и по постригу в новомосковской общине и фактически принимает на себя служение духовного руководства. Осенью 2006 года 93-летняя старица с помощью племянника игумении Миропии Алексея Нужного и его супруги Валентины приезжает в Воронежский Иверский монастырь на празднование престольного праздника. После праздничной службы старейший катакомбный священнослужитель РИПЦ игумен Нестор (Ложкин), по благословению Архиепископа Вениамина Черноморского и Кубанского, постригает инокиню Меланию в великий ангельский образ с именем Анны. После этого, укрепленная Благодатью Божией, бывшая тогда уже совсем немощной схимонахиня Анна в течение полутора лет пребывает в постоянной молитве. В матушкиной келье в доме ее дочери Раисы постоянно собираются верующие, мiрским чином служатся праздничные и воскресные службы.

Матушка, будучи человеком малограмотным, молилась в основном по четкам. Но Бог даровал ей большую силу молитвы. Она (теперь уже можно об этом говорить) удостоилась явления Пресвятой Богородицы. А за несколько минут до смерти она говорила бывшим с ней инокине Неониле, инокине Антонине и рабе Божией Раисе, что за ней пришел Ангел. Все, знавшие матушку, отмечают обилие у нее благодатных даров: дар непрестанной сердечной молитвы, дар слез, дар утешения страждущих. Верим, что в эти дни, когда Церковь земная осиротела, Церковь Небесная обогатилась еще одной молитвенницей о душах наших.

Отпевание новопреставленной схимонахини Анны совершил духовник Иверского монастыря протоиерей Алексий Парло в присутствии многочисленных родственников и духовных чад матушки» (2)

Кто возглавил общину новомосковских «катакомбников» после смерти «схимонахини» Анны не сообщалось.

Сведения об истории катакомбного движения, существующего сегодня в рамках РИПЦ, на тульской земле крайне скудны. Так, например, нам известно, что в период с 1956 по 1960 год некий о. Иоанн из Тулы обращался к известному «катакомбному» деятелю (с 1956 года глава воронежских «катакомбников» - ред.) иеромонаху Илариону (ранее протоиерей Иоанн Андреевский, умер в 1969г. – ред.) за постригом и был пострижен с именем Илларион (3). Он окормлял общину «катакомбников» в Тульской области. После его смерти эту общину окормлял друг Илариона, протоиерей Михаил Рождественский (4). О прот. Михаиле Рождественском известно, что с 1955 года он возглавлял общину ленинградских «катакомбников», а в 1957 году переехал в Брянскую область, откуда  продолжал окормлять свою паству в Ленинграде (5)

Иеромонах Илларион (Андреевский) умер в 1969 году. С 1965 года он проживал в селе Хрущево Ленинского района Тульской области. Остатки его общины в настоящее время входят в состав РИПЦ.

Вышеупомянутый схиархимандрит Ириней (Попов, + 1952), живший в Богородицком районе Тульской области, на «третьем Воронежском совещании архиереев, духовенства, монашествующих и мирян Русской Истинно-Православной Церкви», проходившем в декабре 2007 года в Воронеже (в ходе которого была принята резолюция о «прославлении во святых на предстоящем Освященном Соборе РИПЦ сонма Отцов-Исповедников Церкви Катакомбной, а также Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви блаженной памяти Митрополита Филарета (Вознесенского), почитаемых многими православными христианами за их исповеднический подвиг на ниве пастырского служения Церкви Христовой в тяжелые годы богоборческих гонений на Руси») (6), был включен в сонм «Отцов-Исповедников Церкви Катакомбной».

16/29 сентября 2008 года на осеннем заседании «Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви» в Воронеже в «иноческой обители Иконы Божией Матери Иверской» в числе ряда решений было принято: «в Синодик и Службу Отцам-Исповедникам добавить … схиархимандрита Иринея (Попова, +1952г., Тульская обл., г.Новомосковск)» (7)

 

Краткая историческая справка (8)

«Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ), известная также как «лазаревская» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви (РПКЦ), среди самопровозглашенных «церквей», имеющихся на территории Российской Федерации и стран СНГ, является одной из самых многочисленных.

«Русская Истинно-Православная Церковь» своими корнями восходит к канонизированному Русской Зарубежной Церковью архиепископу Уфимскому и Мензелинскому Андрею (Ухтомскому) (1872-1937). В церковную историю архиепископ Андрей вошел как талантливый миссионер, ревностный и бескомпромиссный архипастырь, в 1918-1919 гг. занимавший пост главы военного духовенства армии адмирала А.В.Колчака и впоследствии явившийся инициатором целого ряда тайных епископских хиротоний, проведенных в годы жесточайших гонений на Православную Церковь. В частности, им был тайно пострижен в монашество и представлен к тайной архиерейской хиротонии святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Кроме того, архиепископ Андрей известен как один из самых последовательных противников не только обновленческого раскола, но и Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского) возникла так называемая «андреевская» ветвь Российской Катакомбной Церкви.

Представители «андреевской» катакомбной юрисдикции, подчинявшиеся епископу Уфимскому Владимиру (барону фон Штромбергу), после его кончины, последовавшей в 1981 году, с надеждой обратили взор к Русской Православной Церкви Заграницей. В ответ на их просьбу о помощи в восстановлении епископства Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерея Владимира Прокофьева (в тайном постриге иеромонаха Варнавы), настоятеля собора в г.Канны (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР «дабы [...] урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России». Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 27 апреля/10 мая 1982 года при участии архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича) и епископа Берлинского Марка (Арндта). Новопоставленный епископ во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» катакомбная юрисдикция, входившая в состав Русской Православной Церкви Заграницей, пребывала на нелегальном положении и соблюдала все необходимые условия конспиративного существования. Однако 2/15 мая 1990г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов Русской Зарубежной Церкви на территории уже агонизировавшего в то время советского государства.

Административная неустроенность и дезорганизация российских приходов РПЦЗ в это время проявлялась в том, что целый ряд приходов, преимущественно перешедших из Московского Патриархата, находился в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялся архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе этих приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно, поскольку, согласно его представлениям, основной задачей РПЦЗ являлось не создание собственных филиалов на территории Советского Союза, а всемерная поддержка в возрождении уже существовавшей Российской Катакомбной Церкви. Данное противоречие привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством «Российской Православной Свободной Церкви».

С целью изыскания средств к примирению «лазаревской» ветви РПКЦ и РПСЦ Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен Первоиерархом «Российской Православной Свободной Церкви». Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991г.

Удовлетворение личных амбиций лидеров «лазаревской» ветви Российской Православной Катакомбной Церкви и "Российской Православной Свободной Церкви" нисколько не прекратило их противостояние. Достижение высоких иерархических степеней побуждало архиепископа Лазаря и епископа Валентина к усилению их борьбы за влияние на российскую паству. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Одновременно с разрастанием конфликта шло усиление обеих российских церковных структур, входивших в состав РПЦЗ.

В 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ была предпринята неудачная попытка устранения разногласий. В результате Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать это и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при номинальном сохранении с ней евхаристического общения.

Архиепископ Тамбовский Лазарь (Журбенко) и епископ Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г., дабы исключить влияния РПЦЗ на российскую паству, попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян «Российской Православной Свободной Церкви», на котором было провозглашено образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ РПСЦ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых «архиереев», в число которых вошли «епископ» Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии «епископ Борисовский» Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии «епископ Сухумский Серафим» (Зинченко), «епископ Тульский и Брянский» Арсений (Тихомиров-Киселев) и «епископ Казанский и Марийский» Александр. В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными.

Несмотря на видимую отчужденность ВВЦУ РПСЦ от Архиерейского Синода РПЦЗ, у обеих сторон все же сохранялись надежды на возможность примирения и уврачевания образовавшегося раскола. Спустя несколько месяцев после провозглашения ВВЦУ РПСЦ архиепископ Лазарь и епископ Валентин оказались готовы к обсуждению условий перемирия. На Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем в декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и «Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви».

Но уже в 1995г. в результате очередного внутреннего скандала снова подверглись запрещению в священнослужении архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Валентин (Русанцов). Как и ранее, ими это не было признано.

В 1996г. архиепископ Лазарь (Журбенко) проявил покаянное настроение и не пошел на создание альтернативной раскольнической группировки. Принеся покаяние, он в 1996 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ).

Изменения, произошедшие в отношении иерархии Русской Зарубежной Церкви к Московскому Патриархату, произвели значительное смущение в среде русской эмиграции. Некоторые представители духовенства и паствы, следуя своим прежним убеждениям, категорически отказывались пересмотреть свое отношение к РПЦ МП. Таким образом, вопрос о восстановлении единства Русской Православной Церкви разделил РПЦЗ и породил внутренние напряжения, переросшие в новый церковный раскол.

Раскол разделил Русскую Зарубежную Церковь на две части: Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ (Л)) и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ (В)). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ (В).

Несогласованность новых архиерейских поставлений в РПЦЗ (В) с архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко) побудили их заявить о своей отчужденности от РПЦЗ (В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных».

Но в результате уступок со стороны РПЦЗ (В) единство не было нарушено.

В августе 2002г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений.

Следует отметить, что решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ (В), ни даже с митрополитом Виталием (Устиновым). Данное обстоятельство породило новое обострение во взаимоотношениях «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» с Синодом РПЦЗ (В).

Апофеозом разраставшегося конфликта стало выпущенное 14 ноября 2002г. митрополитом Виталием и «архиепископом» Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ (В).

Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени Первоиерарха РПЦЗ (В).

В итоге, все равно, последовало полное отделение «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» от РПЦЗ (В), и оно было преобразовано в «Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви», во главе с председателем архиепископом Лазарем (Журбенко).

В 2006г. состоялось событие, весьма примечательное в истории раскольнических группировок, отделившихся от Русской Православной Церкви Заграницей. Заместитель Первоиерарха РПЦЗ (В) «архиепископ Каннский и Европейский» Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав «Русской Истинно-Православной Церкви». Еще большее количество заграничных приходов, ране входивших в юрисдикцию канонической Русской Зарубежной Церкви, присоединилось к РИПЦ в 2007 г. Причиной тому послужило их несогласие с восстановлением церковного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом.

«Иерархи» «Русской Истинно-Православной Церкви» воспринимают Русскую Православную Церковь Московского Патриархата как раскольническую и еретическую часть Поместной Российской Православной Церкви, имеющую не только определенные искажения в области вероучения, но и в значительной степени повредившую свою мистическую природу.

Сектаинфо, 2009 год.

 

1. Вечная память. В Тульской области скончалась катакомбная схимонахиня Анна (Колоскова) // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви. Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1310 – Дата доступа: 14.09.2009.

2. Там же

3. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг. // Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366 – Дата доступа: 14.09.2009.

4. Письма катакомбного епископа А. к Ф. М.// Параклит ХИПЦ. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.paraklit.ru/knigi/Ispovednicheskye/pisma.htm

 – Дата доступа: 14.09.2009.

5. ИОСИФЛЯНСТВО. Михаил Шкаровский // Библиотека Якова Кротова. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.krotov.info/history/20/1920/shkarov_005.htm  – Дата доступа: 05.11.2009.

6. Собор РИПЦ 2008. Официальные документы // Леснинский  монастырь. Электронный ресурс.- 2008.- Режим доступа: http://www.monasterelesna.org/DokumentySobora.htm – Дата доступа: 14.09.2009.

7. Там же

8. По материалам: Русская Истинно-Православная Церковь // Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/grup/85   – Дата доступа: 19.10.2009.