Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сектантский проект «Содружество Протестантских Церквей Тульской области»

Громко о создании «Содружества Протестантских Церквей Тульской области» сектанты заявили в 2007 году. Тогда представителями ряда тульских сект неопротестантов совместно с московской сектозащитной организацией «Славянский Правовой Центр» был спровоцирован информационный скандал вокруг публикации в тульской газете «Слобода» статьи «Кто заманивает туляков в секты?» («Слобода», 22-29 августа 2007 года), в которой рассказывалось об опасности ряда тульских сект.

Осенью 2007 года от имени 30 религиозных сект, входящих в «Содружество Протестантских Церквей Тульской области» была развернута  кампания по очернению Тульской епархии Русской Православной Церкви в лице ее Миссионерского отдела. В основе развернутой сектантами и их пособниками кампании лежали клевета, оскорбления и ложь.

Началось все с обращения нескольких лидеров неопротестантских сект от имени «Содружества Протестантских Церквей Тульской области» в "Славянский правовой центр" (СПЦ). В результате в электронных российских СМИ появился целый ряд публикаций, касающихся деятельности Миссионерского отдела Тульской епархии МП РПЦ. Статьи изобиловали недостоверными сведениями и оскорбительными высказываниями.

При активной поддержке Славянского правого центра сектанты начали раздувать в сети Интернет миф о "гонениях на протестантские церкви" в Тульской области и погромах их молельных домов.

Стоит заметить, что поднявшие шум секты нельзя причислять к протестантским. Проблема классификации некоторых религиозных организаций в России стоит уже давно. Многие так называемые новые религиозные движения предпочитают именовать себя протестантскими. Но еще в 2004 году "Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения" выступил с заявлением относительно неправомерности именования протестантскими многих религиозных организаций. В заявлении говорилось:

"Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и представителей других российских религиозных конфессий, что термин "протестант" в его историческом контексте возможно применять лишь к лютеранам, а также реформатам. Обозначение иных конфессий возможно словами "неопротестант" или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)"(http://www.murmanspas.ru/index.php?type=special&p=prayers&id=188&print=1 ).

Поскольку в Тульской области существует только одна община лютеран, которая не заявляет о преследованиях, а реформаты вообще не представлены то, соответственно, говорить о гонениях на протестантские церкви не правильно.

5 сентября 2007 года пресс-служба СПЦ опубликовала статью "Евангельские церкви Тульской области чрезвычайно встревожены нездоровой ситуацией в регионе и опасаются погромов со стороны православных". Данный материал был растиражирован многими сайтами. Причем по мере распространения запущенной СПЦ "утки", статья обрастала подробностями. Так, один из просектантских сайтов опубликовал названный материал под заголовком: "Евангельские Тульские церкви терпят погромы от православных". Информагентство сектантского телеканала "ТБН" сообщало о шестикратном нападении на несуществующую в Туле "церковь "Преображение".

Сектанты обвинили сотрудников Миссионерского отдела в разжигании религиозной розни и организации гонений на "протестантские церкви". Кроме того, они заявляли о погромах их молельных домов. Причиной погромов была названа опубликованная при содействии сотрудников Миссионерского отдела статья в тульской газете "Слобода" ("Кто заманивает туляков в секты?" от 22.08.2007) и выступление губернатора Тульской области В.Д.Дудки на совещании "О состоянии межнациональных и конфессиональных отношений в Тульской области и мерах по предотвращению экстремистских проявлений и фактов межнациональной нетерпимости и розни" в администрации области, в котором он назвал деятельность сект с управляющими организациями за рубежом религиозной экспансией.

Ложная информация о гонениях на "протестантов" и погромах их культовых сооружений молниеносно распространялась в Интернете.

Помощник пастора неопротестантской секты "Путь истинной жизни" г. Кимовска (теперь эта религиозная группа именуется «Путь, Истина и Жизнь») Тульской области Александр Рожков первый публично заявил о погромах в молельных домах "протестантов". Он сообщил, что во многих домах молитвы уже бьют стекла. И это – следствие, по его мнению, публикаций сотрудниками Миссионерского отдела Тульской епархии статей о сектах.

Рожкова поддержали члены «Содружества Протестантских Церквей Тульской области» в лице лидера секты "Святая Троица" Михаила Андриевского (примерно с 2008-2009 г.г. проживает постоянно в США) и лидера секты "Лоза"Александра Караваева.

При ближайшем рассмотрении вопроса оказалось, что столь громкие заявления сектантов были безосновательны.

Александр Караваев заявлял, что после антисектантских статей Миссионерского отдела в молельных домах "протестантов" в городе Новомосковске и Узловой разбили стекла, а в Тульском христианском центре сожгли дверь.

Сотрудник Миссионерского отдела общался с лидером неопротестантской секты "Преображение" города Узловой Тульской области Сергеем Синяковым. Тот подтвердил факт битья стекол в молельном доме секты, но сообщил, что это случилось за несколько месяцев до публикации в "Слободе" статьи, названной сектантами причиной погромов, и, соответственно, обвинения Караваева не имеют под собой никаких оснований.

Что касается секты "Тульский христианский центр", то входная дверь здания действительно поджигалась неизвестными, но это случилось более полутора лет назад до указанной публикации в «Слободе».

Подобные несоответствия прослеживаются и в отношении других сект.

К тому же отделом был сделан официальный запрос в УВД Тульской области с просьбой сообщить, имели ли место случаи погромов в молельных домах сектантов с момента публикации статьи "Кто заманивает туляков в секты? 22.08.2007" в "Слободе". В полученном ответе было сказано: "по учетам УОВД по районам МО г.Тула и МО Тульской области в период с 22 августа 2007 года по настоящее время (26.10.2007) погромов, связанных с разжиганием межрелигиозной вражды, в культовых зданиях неправославных религиозных организаций не зарегистрировано"

СПЦ был вовремя извещен о ложности обвинений сектантов. Но это не остановило сектозащитников, даже наоборот, послужило началу целой серии публикаций, в которых приводились несоответствующие действительности сведения, материалы, порой оскорбляющие честь и достоинство сотрудников Тульской епархии.

Заявление Миссионерского отдела о неправдоподобности высказываний о погромах молельных домов, подкрепленное официальными документами, не остановило и сектантов. В свое оправдание лидеры сект утверждали, что поджоги, битье стекол и другие нападения на дома молитвы часто ими не регистрируются из-за их "безграничного терпения". В таком случае возникает вопрос: куда исчезает их терпение, когда они прибегают к громким голословным обвинениям? Но даже если допустить, что были случаи битья стекол в молельных домах и др., то где доказательства того, что это следствие публикации статей сотрудниками Миссионерского отдела?

В Тульской области была дотла сожжена православная часовня. В Туле были случаи вооруженного нападения на православного священника и подрыва взрывного устройства около православного храма. Но никто не заявлял, что это все есть следствие антиправославной настроенности сектантства.

Не находя иных способов оправдаться, сектанты с целью дискредитировать сотрудников отдела прибегали к оскорбительным высказываниям.

Михаил Андриевский заявлял: "Мы христиане – народ терпеливый, и стараемся терпеть то, что происходит" (http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1661)

Но "терпение" Андриевского позволяло ему публиковать в СМИ голословные утверждения о разжигании межрелигиозной розни и оскорблять сотрудников Тульской епархии.

Сотрудников Миссионерского отдела обвиняли в экстремизме, ксенофобии, лицемерии, двуличии, испорченности, бесстыдстве, профессиональном несоответствии и т.д.

Кроме того, лидер секты "Лоза" Александр Караваев обвинил сотрудника отдела в нарушении Уголовного кодекса РФ (ст. 282) и в своем заявлении, опубликованном на сайте Славянского правого центра (http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1675), опустился до прямых оскорблений в адрес представителя епархии. Одной из причин такого поведения сектанта послужила статья "Волки в овечьих шкурах", опубликованная в тульской газете "Засечный рубеж", в которой бывшая прихожанка секты "Лоза" рассказала о том, как ее членство в названной секте завершилось очередным пребыванием в психиатрической больнице.

Со своей стороны, сотрудники СПЦ прибегли к искажению фактов ради дискредитации автора названной статьи. В материале пресс-службы СПЦ "Интервью. Пастор Церкви евангельских христиан "Лоза" г. Тулы Александр Караваев: "Выступления за правду и свободу – это часть служения протестантов нашему народу!"" было написано следующее:

"Ярасов написал статью "Волки в овечьих шкурах", опубликованную "русской патриотической" газетой "Засечный Рубеж" (N 44, октябрь 2007 года), где приводятся свидетельства пациентки психиатрической больницы, якобы бывшей в одной из церквей Тулы и практиковавшей "говорение на иных языках".

И это несмотря на то, что в опубликованной ранее той же пресс-службой СПЦ статье "Миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ МП обвинил Церковь евангельских христиан "Лоза" в нанесении вреда "психическому и духовному здоровью туляков"" (Ноябрь, 2007) (http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1674) четко значилось, что Караваев не отрицает факт бывшего членства в его секте женщины, о которой шла речь в статье "Волки в овечьих шкурах".

Естественно, статья не понравилась сектанту, и он, не найдя другого способа оправдаться, перешел на личности. Его бессмысленное, пышущее ненавистью письмо было опубликовано пресс-службой СПЦ и растиражировано просектантскими сайтами.

Публикуя свои заявления, сектанты забывались и доходили до прямых оскорблений (унижение чести и достоинства) представителей епархии и клеветы, что является уголовно наказуемым деянием. Таким образом, тульские сектанты лишний раз указывают на отсутствие у них фактов, могущих послужить им в оправдание. Желая дискредитировать своих оппонентов, они подобными действиями дискредитировали, прежде всего, себя.

Ни один из представителей неопротестантских сект, публиковавших нападки в адрес Миссионерского отдела, ни разу не обращался с сотрудниками отдела. Но, тем не менее, сектанты позволяли себе давать им оскорбительные характеристики. Это, по меньшей мере, выглядело просто некрасиво. Такое поведение недостойно "священнослужителей", к коим себя причисляют оскорбители. Да и просто является дурным тоном.

После ряда оскорбительных публикаций, процесс дискредитации Миссионерского отдела Тульской епархии МП РПЦ не был окончен. Его активно продолжили статьи сотрудников СПЦ. Так 8 ноября 2007 года на сайте СПЦ была опубликована статья "Администрация Тульской области безуспешно пытается убедить сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП вести себя в рамках закона" (http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1672), в которой были приведены слова сотрудника Департамента культуры Тульской области Юрия Лончакова. Из статьи следовало, что Администрация Тульской области неоднократно призывала сотрудников Миссионерского отдела своей деятельностью не нарушать закон и проч. Но и тут была ложь. Во-первых, Лончаков не давал своего разрешения на публикацию интервью с ним, во-вторых, он сообщил сотрудникам Миссионерского отдела о том, что его слова пресс-службой СПЦ были искажены. В ответе на запрос Миссионерского отдела в Департамент культуры Тульской области по поводу публикации интервью с Ю.Лончаковым на сайте СПЦ, говориться:

"Приведенное в публикации мнение Ю.А.Лончакова не является официальной позицией администрации Тульской области и департамента культуры. Ю.А.Лончаков не был уполномочен администрацией области делать подобные заявления в СМИ, на что ему указано. Департамент культуры Тульской области уважительно и с пониманием относится к деятельности Тульской епархии РПЦ".

Миссионерский отдел Тульской епархии уже много лет исследует сектантство и предупреждает граждан об опасности, исходящей от сект. Информационно-просветительская деятельность Миссионерского отдела не ставит своими целями оскорбление религиозных чувств верующих или нарушение их прав и не направлена на это. Право на осуществление данной деятельности закреплено частью 1 и 4 статьи 29 Конституции России, где сказано: каждому гарантируется свобода мысли и слова… каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Все публикации сотрудников отдела основываются на информации, полученной из достоверных источников, официальных документах и показаниях граждан.

Ни один же из публикуемых сектантами и сектозащитниками материалов о разжигании межрелигиозной розни, погромах их молельных домов и проч. документально не подтверждается. Все ограничивается предположениями и умозаключениями представителей неопротестантских сект, заинтересованных в истерии по поводу "притеснений протестантов".

Таким вот образом тульские сектанты обозначили создание «Содружества Протестантских Церквей Тульской области» - клеветой и скандалом!

От имени «Содружества» в случае необходимости сектанты выступали и ранее 2007 года. Сектанты писали письма в Администрацию города и делали заявления от имени «Содружества Христианских Протестантских Церквей Тульской области».

В своем интервью СПЦ «Выступления за правду и свободу – это часть служения протестантов нашему народу!», упомянутый выше А.Караваев рассказывал:

«До момента рождения Содружества пасторы евангельских церквей области регулярно собирались на совместные встречи и строили отношения между собой как христиане, по заповеди Господней: «Да любите друг друга». Мы уже 11 раз подряд проводили региональные конференции тульских церквей. В сентябре 2007 года произошло оформление Содружества. Поводом послужило выступление губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, который заявил об активизации протестантских церквей и о том, что они ориентированы на Запад, а среди миссионеров есть «шпионы».

В состав Содружества влились представители христианских конфессий, которые ранее не проявляли активной позиции, но теперь решили к нам присоединиться. В Содружестве есть пятидесятники, харизматы, пресвитериане, евангельские христиане-баптисты и адвентисты седьмого дня»

К 2009 году активисты «Содружества» ставили перед собой следующие задачи:  представление себя власти и внедрение своих представителей во властные структуры. Из-за малой организованности и неактивности большинства членов данного объединения, этим планам в полной мере не суждено было сбыться.

В связи с этим стоит отметить, что еще в 2007 году они делали иные заявления. В указанном выше интервью Р.Лункина с А.Караваевым «Выступления за правду и свободу – это часть служения протестантов нашему народу!», в котором сектозащитник хотел представить тульских «протестантов», как законопослушных и спокойных представителей современного российского общества (чтобы окончательно развеять пред наблюдавшими описанный выше конфликт читателями, созданный православными сектоведами, как представляется сектантам и их защитникам, миф об опасности неопротестантских сект), Караваев сделал следующее заявление:

«Дело в том, что у нас и раньше не было никакого сотрудничества с представителями власти. У нас не было требований или ожидания того, чтобы нас заметили и уделили какие-либо почести. Таких желаний нет у нас и в настоящее время».

Но на деле все оказывается иначе.

Стоит обратить внимание и на то, что в «Содружество Протестантских Церквей Тульской области» уже не входят более 30 «церквей» (сект) Тульской области, в числе которых были упомянуты адвентисты и баптисты (не известно, входило ли вообще когда либо в «Содружество»  такое количество сект). В интервью СПЦ 2007 года лидер секты «Святая Троица» заявлял следующее:

«Объединение протестантских церквей Тульской области, как отметил в интервью пресс-службе Славянского правового центра пастор Церкви евангельских христиан «Святая Троица» Михаил Андриевский, было официально создано специально для того, чтобы защитить церкви в сложившейся ситуации. В объединение входит около 30 церквей – адвентистов, баптистов, пятидесятников и пресвитериан Тульской области»  (http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1661)

Менее чем спустя 2 года выяснилось, что в «Содружество» окончательно вошли всего 14 сект. И среди них нет ни адвентистов, ни баптистов. Из-за разного рода разногласий остальные секты покинули «Содружество».  Остался лишь узкий круг однотипных сект - неопятидесятников и неопресвитериан.

Цифра в 30 «протестантских церквей» была названа сектантами и их приспешниками с целью придать значимость заявлениям «Содружества» и показать общественности масштаб возмущения. Но если даже просто теоретически представить что «Содружество» хотя бы номинально и недолгий период имело в своем составе 30 сект, то следует отметить, что всего вошедших в него сект с количеством членов немногим более 100 человек не превысило 7-8. Все же остальные секты представляют собой небольшие группы от 20 до 40 человек. Ни о какой масштабности возмущения верующих в Тульской области говорить не приходится. Да и возмущения не было вовсе. Так сказать, воду мутили всего-то несколько лидеров мелких сект.

Вот список сект бывших в «Содружестве» по состоянию на июнь 2009 года:

Церковь Евангельских христиан г. Тулы «Лоза»

 Христианская Пресвитерианская Церковь г. Щекино Тульской области

Тульский Христианский Центр (христиане веры евангельской)

Церковь христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. Тула

Христианская пресвитерианская церковь «Лучезарная» г. Тула

 Христианская Пресвитерианская Церковь «Преображение» г. Узловая Тульской области

 Церковь «Христа Спасителя» христиан веры евангельской (пятидесятников) г. Новомосковска Тульской области

Христианская Пресвитерианская церковь «Свет Мира» г.Суворова Тульской области

Христианская Пресвитерианская церковь «Последнего времени»

 Церковь христиан веры евангельской «Источник силы», г. Новомосковска Тульской области.

 Церковь христиан веры евангельской «Источник жизни», г. Новомосковска Тульской области

 Христианская Пресвитерианская Церковь «Церковь Живого Бога» г. Киреевска Тульской области

 Религиозная группа Церковь христиан веры евангельской «Свет и Жизнь» г. Тула

Церковь Евангельских христиан «Святой Троицы» г. Тулы

Возглавлял с самого начала (и по сей день возглавляет) «Содружество протестантских церквей Тульской области» лидер секты «Христианская Пресвитерианская Церковь» г.Щекино Тульской области Сергей Мельников. Имелись также два секретаря. Один из них – упоминавшийся выше лидер секты «Лоза» Александр Караваев. В настоящее время текущая деятельность «Содружества» осуществляется Рабочей группой «Содружества», в которую входят «пасторы» Мельников С., Караваев А, Никитин Н., Балаев А., Углев Р. При этом председателем «Содружества» так же значиться Мельников С.В.

«Содружество» юридически не оформлено. Известный на 2009 год состав «Содружества» был сформирован на заседании лидеров приведенных в списке сект 9 июня 2009 года.

В настоящее время (2012 год) в состав «Содружества» входят 21 секта. Вот их перечень:

1. Христианская Пресвитерианская Церковь "Свет мира" - г. Суворов 
2. Армянская Христианская Евангельская Церковь - г. Тула
3. Христианская Пресвитерианская Церковь "Источник жизни" - г. Северо-Задонск
4. Цыганская Христианская Церковь "Жизнь. Свет" - г. Тула. 
5. Церковь Евангельских Христиан "Лоза" - г. Тула
6. Христианская Пресвитерианская Церковь "Свет миру" - г. Щёкино
7. Христианская Пресвитерианская Церковь "Вефиль" - г. Тула
8. Алексинская Христианская Церковь "Возрождение" - г. Алексин
9. Христианская Пресвитерианская Церковь "Иисус Господь" - г. Тула
10. Церковь Евангельских Христиан "Слово Жизни" - г. Тула
11. Христианская Пресвитерианская Церковь "Преображение" - г. Узловая
12. Христанская Евангельская Церковь "Тульский Христианский Центр" - г. Тула
13. Христианская Евангельская Церковь "Исход" - г. Тула
14. Христианская Евангельская Церковь "Последнего времени" - г. Новомосковск
15. Христианская Евангельская Церковь "Христа Спасителя" - г. Новомосковск
16. Церковь Евангельских Христиан "Святой Троицы" - г. Тула. 
17. Христианская Пресвитерианская Церковь "Церковь Живого Бога" - г. Киреевск
18. Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Силы" - г. Новомосковск. 
19. Христианская Пресвитерианская Церковь "Явление Духа и Силы" - г. Ефремов
20. Христианская Пресвитерианская Церковь "Путь, Истина и Жизнь" - г. Кимовск
21. Христианская Пресвитерианская Церковь "Лучезарная" - г. Тула.

Учитывая разногласия, возникающие периодически в «Содружестве», приходится думать о том, что его состав еще неоднократно будет меняться.

Как указывалось выше, «Содружество» ставит перед собой иные цели, нежели те, о которых они заявляли в 2007 году. Секты в лице «Содружества» постоянно вынашивают планы если не идти во власть, то, по крайней мере, представлять себя властям как нечто значимое и важное.

Известно, что до конца 2009 года, сектанты ставили перед собой задачи войти во все возможные советы и комиссии при администрации области, а так же попытаться наладить контакты с разного рода общественными организациями. В это время они активно вели  сбор информации о социальной деятельности своих сект, что бы было с чем идти в эти инстанции, в том числе и к губернатору.

Возможно, это совпадение, но желание «Содружества» представить себя власти и показать себя в качестве «протестантских церквей», совпало с визитом в Тулу на совместное заседание президиума Государственного совета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, состоявшегося 11 марта 2009 года, лидера российских неопятидесятников и человека лоббирующего интересы сект на правительственном уровне Сергея Ряховского.

В связи с упоминанием г-на Ряховского вспоминается один случай, когда несколько лет назад Тулу посещал уполномоченный им человек. Данное уполномоченное лицо одно время размещалось в здании гимназии секты адвентистов седьмого дня на ул.Каминского. Так вот, оттуда был сделан звонок в Тульский Белый Дом ответственному по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в Тульской области. Звонивший в приказной форме потребовал от ответственного по вопросам взаимодействия с религиозными организациями явится по указанному адресу для консультаций. Но был разочарован отрицательным ответом.

На сегодня известны несколько случаев проникновения в околовластные структуры некоторых представителей «Содружества».

Распоряжением 92-р от 12.05.2009 года в Щекинском районе Тульской области создан и приступил к работе Координационный совет по молодежной политике при главе Щекинского района Н.Н. Пилюс. Помимо представителей молодежных организаций и учебных заведений в него включена Смирнова О.Е. - представитель неопресвитерианской секты «Христианская Пресвитерианская церковь». Лидером указанной секты является вышеупомянутый Мельников Сергей Викторович.

Известно, что уже на первом заседании совета Смирнова О.Е. предлагала приглашать молодежь для участия в мероприятиях, организуемых  «Христианской Пресвитерианской церковью».

Активно продвигает свои проекты посредством контактов с властными структурами еще одна представитель «Содружества» Панова Марина Матвеевна. Она именует себя протестантским пастором и является супругой лидера секты «Церковь Нового Завета» Панова Алексея (в настоящее время они именуют свою секту «Церковь «Усыновление»). Сам Панов известен тем, что являясь представителем сектантского спутникового телеканала «ТБН» (учрежденного сектантским объединением «Ассоциация Христианских Церквей») устанавливает в Туле и области в исправительных учреждениях, детских домах, приютах и в детских больницах спутниковые тарелки, предназначенные для приема телеканала «ТБН» и «Улыбка ребенка» (детского телеканала, подготавливаемого и выпускаемого также сектантами).

Кроме этого в составе «технической группы «ТБН» Панов участвует в установке спутниковых тарелок в тюрьмах Тверской, Ярославской, Костромской и др. областях. Активное участие в этих проектах принимает Панова М.М. Для более успешной работы ею было получено рекомендательное письмо от зам. секретаря Регионального политического совета, руководителя исполкома партии «Единая Россия» О.В.Белянина. Так же известно, что Панова М.М. являлась помощником депутата Тульской областной Думы Бабина Владислава Павловича.

Важно отметить, что большинство сект «Содружества» практикуют глоссолалию (говорение на «иных языках»), что в совокупности с сопровождаемыми ее обрядами и действиями, по мнению многих специалистов, может вести к нарушению психики сектантов.

В настоящее время в сети «Интернет» создан довольно скупой сайт «Содружества». Сайтом занимается и наполняет его информацией Мельников С.

Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектантства, 2012