Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Княгиня В.Ф.Гагарина и пашковство

Город Плавск Тульской области с XVII века был семейной вотчиной князей Гагариных. Но Плавск получил статус города и нынешнее название лишь в 1926 году. До этого времени этот населенный пункт именовался селом Сергиевским.

Во второй половине XIX века село Сергиевское Тульской губернии стало одним из центров пашковства в центральной России. Княгиня Вера Федоровна Гагарина, будучи убежденной пашковкой, активно занималась распространением этого сектантского учения.

Родилась Гагарина В.Ф. в Киеве в 1832 году, ее отцом был потомок тевтонских рыцарей, действительный тайный советник, член Госсовета князь Федор Петрович Пален (1780–1863), служивший председателем киевской Судебной палаты, затем российским посланником в Вашингтоне, Рио-де-Жанейро, Мюнхене.

Вера Федоровна вышла замуж за князя Сергея Сергеевича Гагарина (1832–1890). Завершив военную карьеру в чине полковника, князь служил при царском дворе в звании шталмейстера. Тонкий ценитель искусства, владелец огромной коллекции произведений, он был избран почетным членом Императорской академии художеств. Гагарин владел имениями в Костромской, Казанской, Саратовской и Тульской губерниях.

 В.Ф.Гагарина

В середине семидесятых готов XIX столетия Петербург посетил английский религиозный миссионер лорд Редсток. Проповедник выступал на собраниях во дворцах Василия Пашкова и княгини Ливен (урожденной Пален), родной сестры Веры Федоровны.

Василий Александрович Пашков - богатый помещик, личный друг Александра II, особняк которого стоял почти рядом с Зимним дворцом на набережной Невы. Когда супруга Пашкова стала проявлять интерес к встречам с Редстоком, Василий Александрович неодобрительно отнесся к ее увлечению. Когда же она пригласила англичанина к себе на обед, то Пашкову как воспитанному хозяину ничего не оставалось делать, как присутствовать. Со временем Редсток сумел обратить в свою веру Пашкова, ставшего впоследствии главным проповедником редстоковского учения.

Княгиня Гагарина постоянно посещала «евангельские» собрания Редстока и в итоге так же стала его убежденной последовательницей.

В.А.Пашков начал активно проповедовать принятую им новую веру. Прекрасный Пашковский дом на Французской Набережной стал центром зарождающейся секты в Петербурге. Иногда по вечерам собирался круг близких знакомых, с которыми велись «духовные» беседы; в другие определённые дни зал наполнялся посторонними. Собрания сопровождались пением. Вокруг фисгармонии стояла группа молодых девиц; они свежими голосами пели новопереведенные с английского языка «евангельские» песни. Их пение сопровождалось музыкой певицы Александры Ивановны Пейкер. Трое из этих молодых девушек были дочери хозяина дома, Пашкова, трое - дочери министра юстиции, графа Палена, и две княжны Голицины.

Активными помощниками В.Пашкова вместе с В.Ф.Гагариной стали ее сестра Н.Ф.Ливен и Е.И.Черткова, мать В.Г.Черткова, последователя Л.Н.Толстого. С.П.Ливен рассказывала о многих женщинах из аристократических кругов, которые проповедовали на собраниях, вели «библейские» уроки для взрослых и детей, посещали больницы и тюрьмы.

Одной из форм своей проповеднической деятельности княгиня Гагарина так же выбрала благотворительность.

Одна петербургская благотворительница открыла в разных частях города швейные мастерские для бедных женщин, чтобы дать им возможность заработка на дому. Покидая Петербург, и не желая забросить это дело, она предложила известным ей аристократкам-пашковкам взять это дело в свои руки. Александра Ивановна Пашкова и её сестра Елизавета Ивановна Черткова выбрали себе по одной мастерской, В.Ф. Гагарина взяла на себя две мастерские.

В этих мастерских отмечались религиозные праздники на пашковский манер. Работницам и их детям готовили подарки. Тут же с ними проводили «библейские беседы», читали рассказы.

Вскоре в Петербурге пашковками был основан «комитет женщин-христианок» по делам милосердия.

В родовом имении мужа, селе Сергиевском Тульской губернии, на десяти гектарах земли при активном участии Веры Федоровны строится громадный больничный комплекс. Но строительство этого комплекса не является результатом обращения Гагариной в пашковство. Первый камень в строительство первого корпуса больницы был заложен еще в 1869 году. Проповеди Редстока Гагарина поддастся несколькими годами позже.  До этого Вера Федоровна регулярно посещала православный храм.

Для руководства выстроенной больницей Гагарина приглашает своего единоверца молодого врача Рихарда Георгиевича Дуковского, недавно окончившего Петербургскую медицинскую академию.

Плавские пашковцы (1910 год)

В Сергиевском чету Гагариных часто навещал государственный секретарь А.А.Половцов. В дневниковой записи от 15 декабря 1890 года он описал новую веру В.Ф.Гагариной так: "... Вера Федоровна всецело отдалась учению, инициатором коего в России был некий лорд Редсток, но которое, не будучи облачено в строгую систему, представляется чем-то вроде русского протестантизма, о подробностях этого учения не могу говорить, не зная их, но из разговоров с Гагариною, которая несравненно умнее, чем ее единомышленницы Пашкова, Черткова, Шувалова, Ливен и др., я вынес убеждение, что ничего стройно определенного в воззрениях их не существует. Прежде всего они исполнены благих намерений на пользу ближнего, помогают бедным, больным, немощным всякого рода, делают все это без всякой напыщенности, с великим самопожертвованием и простотою, но при этом постоянно твердят тексты Священного Писания, смысл коего им будто бы близок вследствие прямого Божественного откровения" (Половцов А. А. Дневник государственного секретаря: В 2 т. Т. 2: 1887--1892 гг. М., 1966. С. 330--331.)

В Сергиевском была выстроена гостиница. Постояльцы гостиницы находили в номерах и залах гостиницы Новый Завет и различную «духовную» литературу. Любой постоялец мог не только читать здесь, но и взять с собой бесплатно эти книги.

Гагарина создала в Сергиевском большую «евангельскую» общину, которую часто навещали видные сектантские проповедники из разных городов России. А известный деятель «Союза русских христиан-баптистов» Николай Васильевич Одинцов несколько лет служил у княгини Гагариной управляющим имением. Помощники Гагариной активно проповедовали среди ее крестьян.

Близкие родственники Гагариной разделяли ее сектантские убеждения. Ее сестра Наталья Федоровна Ливен со своей дочерью Софьей подолгу жили в Сергиевском, помогая Гагариной. Муж Веры Федоровны, Сергей Сергеевич, всю жизнь оставался ее ближайшим соратником, но в веру ее не переходил.

Bера Федоровна пережила своего супруга на 34 года. Испытала лихолетье большевистской революции, гражданскую войну. Однако родные места не покинула. Продолжала помогать нуждающимся, приютила странствующего сектантского миссионера Ивана Вениаминовича Каргеля с дочерьми, проповедовала в общинах т.н. «евангельских христиан».

При подготовке статьи использовались материалы следующих ресурсов:

http://reshenie.vcc.ru/issues/a40213/view/article/150055

http://modernlib.ru/books/bulgakov_a/svyataya_inkviziciya_v_rossii_do_1917_goda/read/

http://krotov.info/history/20/1900/liven.htm

http://myplavsk.net/lyudi-goroda/vera-fedorovna-gagarina.html

 

Сектаинфо, 2017 год.

 

_____________

 

ПАШКОВЦЫ. Эта секта возникла среди высших слоев нашего образованного общества, откуда уже распространилась и теперь распространяется в низшие классы его. Основателем ее у нас был приезжавший в первый раз в 1874 г . с проповедью своего лжеучения среди великосветского общества в С.-Петербург англичанин лорд Гренвилль Редсток; наиболее же деятельным распространителем и насадителем этой секты в нашем отечестве был отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков, от имени которого она и носит свое название. Ему помогали графы Бобринский и Корф и многие др. Пропаганда главарей секты, стремившихся "просветить" своим лжеучением весь русский народ, будучи перенесена далеко за пределы Петербурга, способствовала распространению этой секты в Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Олонецкой, Ярославской, Херсонской и др. губерниях. До 1884 г . пашковцы деятельно распространяли свое учение преимущественно литературными средствами. С этой целью было учреждено ими в 1876 г . "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", которое начало выпускать в свет массу брошюр, где очень искусно и замысловато проводили свои сектантские верования и убеждения, и издавать с тем же направлением журнал под названием "Русский рабочий". В 1884 г . 24 мая последовало Высочайшее повеление: "Закрыть общество поощрения духовно-нравственного чтения и принять меры к прекращению распространения учения Пашкова на всем пространстве Империи", а в 1886 г . последовало от Св. Синода вторично запрещение распространять в народе брошюры вышеназванного общества. Сам Пашков в 1884 г . был выселен за границу и поселился в Париже. Но и отсюда он до самой смерти своей (30 янв. 1902 г .) продолжал поддерживать своих единомышленников и письмами, и деньгами. Учение пашковцев состоит в отрицании Церкви, как божественного установления, таинств, богослужебных обрядов, церковной молитвы, иерархии, св. икон и значения добрых дел для спасения человека, которое совершается одной только верой во Христа. Библия, понимаемая по личному усмотрению каждого человека, считается у них единственным источником вероучения. Пашковцы учат так; оправдание совершается одной верой, добрые дела, подвиги самоусовершенствования и пребывание в Церкви значения не имеют; спасение совершается исключительно духовно, помимо всяких видимых посредств и учреждений, т. е. иерархия, таинства, обязательное следование церковным установлениям, исполнение обрядов не имеют силы и значения в деле спасения; начало веры и утверждение в ней есть непосредственный мистический акт общения с Богом, который совершается исключительно в области религиозного чувства, сердечного настроения. Ставшему на этом "духовном" пути легко далее дается спасение: ему не нужен священник, - он сам непосредственно кается Богу в грехах; ему не нужны церковные учители, - он сам уразумеет Св. Писание; Христос не покинет его, как бы он ни относился к Церкви и какой бы ни вел образ жизни. Моления у пашковцев состоят из импровизированных молитв, проповедей (произносимых даже и женщинами) и пения любимых стихов. Так как пашковцы никогда не имели яркой и до конца обработанной системы своего вероучения и всегда тяготели к сближению с другими сектами, то их лжеучение одни считают однородным со штундизмом, другие трактуют пашковцев как "духовных молокан", третьи совершенно отождествляют их с баптистами. С конца 1905 г . число последователей Пашкова, получивших свободу исповедания, стало увеличиваться, благодаря усилившейся с их стороны пропаганде своего учения, и пашковцы, усвояющие себе теперь название "христиан евангельского исповедания", начали употреблять все средства к тому, чтобы завязать сношения с молоканами, штундисгами и особенно с баптистами. Цель этих сношений - объединить всех сектантов рационалистического направления так, чтобы они представляли из себя одну общину, которая могла бы с большим успехом действовать против Православной Церкви.

С.В.БУЛГАКОВ

Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения.

Западные христианские вероисповедания.

Соборы Западной Церкви.