Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения В. Г. Жданова (Часть 2)

Прейти к 1 части

Александр Дворкин, профессор ПСТГУ

Впрочем, по словам Жданова, шампанское производят еще интереснее. Вот, например, что он поведал о производстве этого напитка. Для пущей убедительности он даже сказал, что специально ездил на завод в Абрау-Дюрсо, родину советского шампанского, на экскурсию. Далее следует цитата, которая как будто бы вышла из-под пера человека, переживающего белую горячку: " Берут толстостенную бутылку, заливают соки, запускают дрожжи и временно бутылку забивают специальной деревянной пробкой. И у них в горах вырыты длинные штольни, а по стенкам штолен высверлены отверстия для бутылок... И вот новый урожай завозят, раскладывают, штольню опечатывают. Температура в штольне +14 градусов, и зимой и летом не меняется. И два года, в полной темноте бактерии перерабатывают сахар в это самое оное зелье... Когда через два года процесс уже подходит к концу и пора план выполнять, эту штольню открывают и закатывают туда прожектор, и врубают яркий и сильный свет! От неожиданности и страха... бактерии прохватывает понос, и они от этого страха и поноса дохнут. Но прежде чем подохнуть, они со страха и поноса еще и газуют, нагазовывают туда в бутылку, газов напускают.. ."

Как мы видим, Жданов вновь просто и банально соврал. Вот, что пишет один православный автор:

Не был он никогда на экскурсии, или, если был, то явно не на заводе шампанских вин. Тут даже не нужно говорить, что описанный им процесс ничего общего с производством шампанского не имеет. А сюжету, рассказанному Ждановым, позавидовал бы даже Стивен Кинг, по книгам которого снято уже немало фильмов-ужасов. Представьте себе, как в темных подвалах миллионы существ в толстостенных бутылках перерабатывают сахар в алкоголь. Вдруг включается яркий свет, начинается паника, просто настоящий апокалипсис бактерий. Они мечутся в ужасе внутри бутылок, дохнут от поноса, испуская газы. Десятки миллионов трупиков медленно осаждаются на дно бутылок. Потом этот трупный напиток используется для того, чтобы праздновать радостные события в человеческой жизни. Занавес... http://www.russned.ru/obschestvo/antialkogolnaya-goryachka-i-evharistiya )

На самом деле для Жданова же важнее всего его собственные коммерческие интересы: ведь в рамках своей деятельности в Тенториуме он напористо принуждает людей к покупке забродившей (почему тут дрожжевое брожение допустимо) пчелиной слюны, что согласитесь, звучит еще менее аппетитно, чем моча бактерий (http://tentorium.kiev.ua/index.php?main_page=product_info&products_id=16 ) и меда, который, следуя ждановской логике, следует объявить пчелиными рвотными массами. И это будет ближе к действительности, чем «фекалии бактерий», ибо система пищеварения и выделения пчел гораздо ближе к человеческой, чем у одноклеточных организмов.

К вопросу о компетентности Жданова, напомним, что вообще-то «дрожжевых бактерий» не бывает. В седьмом классе средней школы проходят, что брожение вызывают дрожжевые грибки. Видно подзабыл самозваный профессор школьную программу. Правда, как написала одна из участниц форума Андрея Кураева:

«Не мог он написать "грибки", ибо пукающие грибы на народ "не зайдет"».

А вот, что пишут другие участники обсуждения:

« Когда я смотрел видеозапись на диске, я ужаснулся. Как только не хулил Жданов вино - и что это фекалии бактерий (извините, но это его слова), и что бактерии от яркого неожиданного света испражняются, и отсюда происходит брожение и газ (если говорить о шампанском)… и многое другое. Для верующего православного христианина такие высказывания о веществе Таинства недопустимы и кощунственны!!!

А неприятие Ждановым дрожжей ведет к неприятию православной традиции именно квасного хлеба для совершения Литургии. Думаю, что распространение ТАКИХ идей Жданова является вредным и душевредным. И оправдание таких резкостей борьбой с алкоголизмом невозможно. http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=22588.0 )

Но сам Жданов называет себя православным. На людях он размашисто крестится, целует иконы, встает вместе с сотрапезниками на молитву. Это внешне. Но, вместе с тем, подводит под все свои теории мощный оккультный базис. Алкоголики с его точки зрения – энергетические вампиры, забирающие энергию от своих собутыльников, от родных и близких. Вступая в общение с ними, мы вступаем в энергетическую связь с ними и, коль скоро они –вампиры, мы делаемся донорами. А насосанную от нас (и своих собутыльников) энергетику винопийцы напрямую перекачивают дьяволу. Теряя энергию, мы обессиливаем. Ведь энергия – весьма интересное ждановское определение – это способность совершить работу. Духовная энергия – это способность совершить духовную работу.

Но не отчаивайтесь от ее потери. Все можно восстановить. Вот слова Жданова: «Подпитка систем жизненной энергетики происходит при постах и голоданиях, молитвах, созерцании природы, произведений искусства, слушании музыки (т. е. все перечисленное уравнивается. – А. Д.). Россия накопила мощный опыт восстановления энергетики. Храмы и иконы, посты и молитвы мощно очищают энергетические системы человека, способствуют развитию души человека и гармонизации его личности».

Итак, плавно переходим к богословию, в котором Жданов также оказывается специалистом: он постоянно ссылается на православное вероучение и на Священное Писание.

В частности, утверждается следующее: «В Библии написано: «Плесень есть грех» (где?). Так сказал сам Господь. Господь безгрешен – Его кровь не может быть вином – испорченным соком». Более того, добавляет Жданов, сам Иисус Христос был абсолютным трезвенником. Он, де, был назореем, по уставу которых (где он его видел?) даже не позволялось вкушать виноград, чтобы он не забродил в желудке и не прервал бы канал прямой связи назорея с Богом (!). Иоанн Креститель тоже был трезвенником. Он не пил ни вина, ни «секиры» (так Жданов переосмысливает Библейское слово «сикер»). Более того, по подсчетам Жданова, в Библии 15 раз вино упоминается в негативном смысле. Можно, конечно было бы процитировать ему целый ряд мест Писания с противоположным смыслом, но ссылки не будут приняты. Ветхий Завет Жданов отрицает и хулит. Там, дескать, еврейский закон, а мы, православные христиане, живем не по закону, а по благодати. Многочисленные же упоминания вина в Новом Завете (в положительном контексте) отметаются вполне баптистско-адвентистским способом. Дескать, по-гречески «вино» значит «виноградный сок». Так что правильный перевод – вино это чистый сок.

Жданов безапелляционно утверждает, что в Кане Галилейской Христос претворил воду в «свежий, божественный виноградный сок». Отсюда, дескать, и претензии присутствующих к распорядителю пира: «Обычно вначале хорошее вино подают, а когда оно кончается, то плохое – прокисшее. Что же ты делаешь наоборот?» Тут Жданов в очередной раз совершает подмену: в тексте стоит: «А когда напьются (опьянеют), то худшее» (Ин. 2:10). Как можно опьянеть от виноградного сока? Есть в построениях Жданова и неразрешимое внутреннее противоречие: если Христос, согласно его выкладкам был назореем и не мог вкушать винограда, то как он учредил Причастие виноградным соком, которого Сам не мог пить?

Можно, конечно, опровергая баптистско-адвентистскую ересь Жданова говорить о его лингвистической некомпетентности, ведь в Евангелии для слово «вино» употребляется лишь слово «oinos», в то время как греческое слово для сока «hymos». Но, в конце концов, греческий все не обязаны знать. Все опять упирается в биологию, по которой мы уже поставили профессору двойку. Помнящему школьную программу человеку никакого труда не составит сообразить, что до открытий Пастера фруктового и ягодного сока просто не было. Свежевыжатый сок немедленно начинал бродить (в Палестине – часа через четыре после отжима). Храниться могло только вино. И более по этому поводу возразить нечего. Но Жданов предпочитает игнорировать этот факт и дурить голову своим малообразованным и слишком впечатлительным слушателям!

Но вот, другой, самый общеизвестный факт, который Жданову трудно опровергнуть – в Русской Православной Церкви для таинства Причастия используют кагор. Тут сложнее: нужно вроде бы обличать РПЦ, говоря, что она отошла от всех древних постановлений и спилась (попы и прихожане – алкоголики-шизофреники-мазохисты. Впрочем, свидетели утверждают, что Жданов раньше так и делал), но тогда отвратишь от себя большую часть потенциальной аудитории. Однако лектор с блеском выходит из этого затруднительного положения: В Церкви, утверждает он, вином не причащаются. Это страшная ересь так говорить, и заявляют такое люди, которые никогда не были в Церкви и не видели Причастия. А настоящие православные причащаются кровью Христовой, в которой не может быть плесени (то, что Кровь Христова преподносится под видом вина, Жданов демагогически умалчивает). Более того, утверждает лектор, кагор священник по инструкции выливает в крутой (100 градусный) кипяток. Температура испарения алкоголя – 84 гр., т. что алкоголь весь испаряется. Боюсь, на самом деле сам Жданов никогда не был в православном храме и не знает, что, наоборот, в Кровь Христову под видом вина перед Причастием вливается небольшое количество горячей (но не 100 градусной) воды.

И уже тем паче можно напомнить Жданову о чаше благословленного вина, которую священник согласно уставу дает выпить супругам во время таинства брака. Может ли святая Церковь давать своим чадам яд, да еще в самый торжественный и счастливый момент их жизни? Если верить Жданову, именно это и происходит.

Ссылается Жданов и на апостола Павла: « Опять же говорят: "А Апостол Павел сказал: не гнушайтесь мясом, не гнушайтесь вином". А я говорю: "И правильно он сказал. И я не гнушаюсь мясом и не гнушаюсь вином. Но ведь Апостол Павел не сказал: не гнушайтесь гнилым мясом и не гнушайтесь прокисшим, перебродившим вином. Нет, конечно. Апостол Павел сказал: гнилым мясом гнушайтесь. Гнилым вином гнушайтесь. А божественным соком виноградным и свежим мясом не гнушайтесь по воскресеньям" ».

Про вино и сок мы уже говорили. Остается напомнить о многочисленных соборных правилах, осуждающих тех, кто гнушается вином ради мнимого благочестия.

Вот что пишет о Жданове диакон Максим Плякин, клирик храма в честь Рождества Христова:

« Метод избавления от алкоголизма, пропагандируемый Владимиром Ждановым примерно с середины 1980-х годов, по сути, сводится к воспитанию у слушателя стойкого отвращения к самому процессу попадания в организм каких-либо продуктов брожения вне зависимости от алкогольной крепости вещества, а также любых сильнотонизирующих веществ. Поэтому в системе Жданова недопустимым является не только пьянство как злоупотребление алкоголем, но вообще всякое употребление продуктов, прошедших брожение, даже кефира. Поэтому для православного христианина, который при Причащении принимает Тело и Кровь Христову в виде хлеба и вина, абсолютный запрет на алкоголь, по сути, эквивалентен запрету причащаться.

Жданов не делает различия между разными видами веществ-стимуляторов, объявляя всякое употребление пива, вина, табака, водки, марихуаны и пр. всего лишь разновидностями наркомании. Люди, употребляющие алкоголь (именно просто употребляющие, не пьяницы), а также курящие, в системе Жданова именуются «садистами, энергетическими вампирами, шизофрениками, преступниками, не дающими полноценно жить нормальным людям». А для православного христианина любые нотки, ведущие к переносу осуждения с греха на грешника (не говоря уже о прямых акцентах), есть, безусловно, признак антихристианского отношения к человеку.

В своем стремлении консолидироваться с кем угодно, лишь бы под флагом борьбы с алкоголем, Жданов оказался теснейшим образом связан с международным содружеством «Оптималист» — организацией не только несомненно оккультной, но и квалифицированной отечественными религиоведами как деструктивная секта (см. Приложение к Итоговой декларации международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма").

Возможно, общение с подобными «коллегами» постепенно наложило отпечаток и на самого Жданова — в своих лекциях он периодически говорит о «повреждении биополя», «перекачке энергии» и т.д., а также начинает исподволь проводить мысль о том, что упоминание алкогольных напитков в Священном Писании — преднамеренная ошибка переводчиков.

Все вышеизложенное представляет систему Жданова для православного христианина как минимум сомнительной. <…> Для православного человека (каковым он себя называет) даже простое заимствование оккультной терминологии без соответствующей оговорки недопустимо, не говоря уже о самодеятельной цензуре библейского текста». http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=22588.340 )

Вот мнение еще одного православного участника Интернет-обсуждений, Сергея Козлова:

Как вам высказывания Жданова о том, что Иисус Христос был назореем именно для того, что бы в Его пищеварительный тракт не попали (даже случайно) продукты, могущие вызвать процесс алкогольного отравления или просто брожения, и по известной вам схеме не произошло закупоривание микротромбами кровеносных капилляров питающих кору головного мозга, в результате чего ОН ПОТЕРЯЛ БЫ СВЯЗЬ С БОГОМ!!!

А как про людей "шизофреников" практикующих "самоотравление" продуктами не сочетающимися по таблице совместимости (например - мясо с картофелем или рыба с хлебом). Следуя этой логике, в Евангелии найдется пара примеров как Христос "устроил массовое отравление людей несовместимыми продуктами".

И вообще человек, отравивший себя алкогольным или табачным ядом или отравивший себя смешанным питанием, со слов Жданова, отправляет часть своего биополя (а оно, по его мнению, и есть душа) прямиком в ад для питания сами знаете кого. Жданов утверждает, что УЧЕНЫЕ (какие? где? абстракция!) ТОЧНО ЭТО ЗАМЕРИЛИ! (наверно штангенциркулем и безменом!). Человеку, разрядившему таким образом "батарейки своей души" требуется подзарядка, и он "присасывается" к родным, близким и даже просто проходящим мимо. И называется он - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВАМПИР! (жалко, что не летает! на метро бы сэкономил!). Не вздумайте контактировать с таким монстром, а тем более любить и терпеть его! Высосет без остатка, сделает из вашей души "гумпо" для ада.

Я прослушал целый недельный курс лекций Жданова, сделал полную аудиозапись, общался с ним лично и высказал свои замечания. Вывод печальный: он все прекрасно понимает, где он врет, переистолковывая Писание, высасывая из пальца теории и конструкции, не выдерживающие серьезной критики. Но ведь так хочется быть не таким как все! ИЗБРАННЫМ для спасения России, которая воспрянет на костях "самоотравившихся сифилитических стран"! (цитата). Становитесь и вы в ряды "соратников", и не будете иметь подобных себе.

Кстати, Жданов не занимается настоящими алкоголиками, а промывает мозги людям, не имеющим проблем с алкоголем. Зато после промывки (использую термин, как технический) - проблема обеспечена! Человек попадает в реальную психическую алкогольную зависимость, только со знаком "минус"… http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=56256 )

Жданов и сам иногда проговаривается, что с алкоголиками не работает. Это действительно так, ибо алкоголика, в отличие от впечатлительного подростка, мочой бактерий не испугаешь. Алкоголик будет пить все – от керосина до клея ПФ и гуталина, а непьющий человек и без Жданова пить не будет.

В христианстве вино всегда воспринималось как Дар Божий. Вот, что говорит по этому поводу Священное Писание:

Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя," – гласит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31: 31-33).

Первое чудо, которое сотворил Господь, было превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской.

В Евангелии есть прямое указание на то, что Иисус Христос Сам употреблял вино: ". ..Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам " (Лк. 18: 33-34).

"Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека", – так воспевает величие Творца Псалмопевец Давид в 103 псалме.

Более того, в Писании признаются целебные свойства вина: « Впредь пей не одну воду, – пишет апостол Павел Тимофею, – но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23).

Разумеется, и в библейские времена люди знали о пагубных последствиях неумеренного употребления вина. В Священном Писании мы можем найти множество предостережений.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством. Горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре ". (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ", – пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (5:18).

Еще более грозные слова звучат в Послании к Коринфянам: " ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6:10).

И библейское и святоотеческое учение на это счет весьма ясно: необходимо отличать благость Даров Божьих от греховных поступков человека, который может употреблять эти Дары во вред. Нет ничего скверного в вине: грех коренится в неумеренном его употреблении. Равным образом не может быть ничего скверного ни в мясе, ни в браке. Правила Святых апостолов говорят об этом недвусмысленно: " Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин " (Правило 51) и « Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяс и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим ». (Правило 53).

Вот, что говорит о вине Святитель Иоанн Златоуст:

« Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи [т.е. случаи пьянства], говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, – о, человек, – причиною такого зла? Нет, – не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, – потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, – потому что есть воры; пропади свет, – потому что есть клеветники; да погибнут жены, – потому что есть блудницы. Таким образом ты всё наконец захочешь истребить. Но ты не поступай так, – ЭТО САТАНИНСКИЙ ДУХ. Не презирай вина, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя? » (Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 57 пар. 4, 5).

« Ничто не может быть столь полезным врачеством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. <…> Смотри, как это врачество против скорби, пособие к поддержанию здоровья, когда преступило за пределы умеренности по неведению, не только не принесло Ною никакой пользы, но и повредило его состоянию. Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение [т.е. виноград], производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Посвященные знают, о чем говорю » (Беседа 29 на книгу Бытия. Пар. 2, 3).

Итак, то, что человек предается блуду или чревоугодию, совсем не значит, что надо объявить злом и запретить деторождение или принятие пищи. В равной степени это же относится и к алкогольной продукции. Я убежден, что православные христиане должны и обязаны противостоять спаиванию нашего народа, которое особенно за последние годы приняло чудовищные, ужасающие размеры. Но бороться надо не с вином, а с причинами пьянства.

Таким образом, нужно не пропагандировать отвращение к вину, как к таковому, а призывать людей к воздержанию, опираясь на бесценный опыт Церкви. Да и вообще здравое отношение к подобным вопросам может быть только в ограде Церковной и единственная опора на пути борьбы со страстями – Сам Господь. И брань эта возможна только с осознанием собственной немощи и с упованием на нашего Господа Иисуса Христа, без которого даже победа над страстью не станет душеспасительной. Любая борьба со страстями вне, либо помимо Него может привести либо к плачевному поражению, либо к торжеству самой страшной из страстей: непомерной, сатанинской гордыни.

Итак, пора делать выводы.

В. Г. Жданов начинает со лжи: он присваивает себе несуществующие научные степени. Более того, он не является экспертом в тех областях знаний, которым посвящены его лекции: он не биолог, не нарколог, не офтальмолог (и не медик вообще), не экономист, не историк и не политолог. По своей специальности – оптике – лекций он не читает. Соответственно доводы его с точки зрения тех наук, которые он затрагивает, не просто безграмотны, а чудовищно, фантастически невежественны и способны подействовать разве что на малообразованную аудиторию, завороженную титулами «профессор», «академик» и пр. Во многом впечатление от лекций Жданова формируется благодаря жесткому, категоричному, напористому и безапелляционному способу подачи материала и тем благим целям (не менее чем спасение Отечества), которые лектор декларирует.

Вся лекционно-семинарская деятельность Жданова имеет вполне явно выраженную финансово-предпринимательскую подоплеку, в частности выраженную в неэтичном навязчивом распространении им продуктов коммерческого культа «Тенториум», членом которого он является.

Несмотря на православную самоидентификацию, Жданов придерживается расхожих материалистически-оккультных воззрений и, в угоду своим взглядам, грубо искажает Священное Писание и Предание. Он видит историю и политологию через конспирологические линзы и всячески превозносит «великого Сталина», как единственного борца с темными заговорщицкими силами. И это неудивительно: сумрачный и душный мир Жданова наполнен злобными кознями тайных врагов, скрытых вредителей и их агентов, с которыми нужно вести войну на уничтожение до победного конца. Борьба эта ведется лишь своими силами: в мире Жданова фактически нет места для Божией благодати, прощения, милосердия, любви, да и для самого Христа (вспомним хотя бы гадливое отношение Жданова к больным детям, именуемыми им «уродами» и «дебилами»). Все, кто в этой борьбе не со Ждановым, объявляются либо открытыми врагами (агентами алко-, табако- или наркомафии), либо алкоголиками (шизофрениками и мазохистами). Типичный ждановец – гордый, самодостаточный человек, превозносящий себя за то, что бросил употребление всякого алкоголя (а также дрожжевого хлеба, кефира и кваса). Он раздельно питается, делает глазную гимнастику, распространяет продукцию «Тенториум», считает себя принадлежащим к элите человечества и презирает тех, кого он презрительно именует «культурнопитейщиками» (т. е. людей, хоть изредка употребляющих алкоголь). Типичное для сектантского менталитета элитарное мышление – налицо. Дух смирения, терпения и любви ждановцу не нужен вовсе. Да и зачем он, если единственная цель жизни и смысл существования – полное воздержание от алкоголя и распространение этого воздержания на как можно более широкий круг людей, желательно, на всю страну. Эта цель объединяет ждановцев с неоязычниками, оккультистами из «Мертвой воды» («К богодержавию»), ивановцами и прочими сектантами.

Жданов совершает подлог, постоянно перечисляя дар Божий – вино в одном ряду с табаком и наркотиками. Как следствие этого, он постоянно глумится над вином (называя его не иначе, чем «пойло»), которое сам Господь избрал для совершения Евхаристии (что роднит Жданова с членами древней секты аквариев) и над другим элементом Евхаристии – дрожжевым хлебом. Если бы Владимир Георгиевич был членом Церкви, то из-за этого он попал бы под прещения упомянутых выше 51-го и 53-го апостольских правил, да и множества других канонов (Анкир. 14; Гангр. 2, 21 и др.). Но, в силу своих оккультных воззрений, искажения слов Писания, клевете на Спасителя и установленное Им Таинство Жданов не может быть членом Церкви вообще до публичного покаяния и отвержения проповедуемых им лжеидей.

В силу этого мы считаем, что православные просветительские организации, занимающиеся борьбой с алкоголизмом и пьянством, не должны сотрудничать с В. Г. Ждановым и возглавляемыми им организациями. Помимо перечисленных выше причин мы назовем еще одну: нам кажется, что своими невежественными и антинаучными лекциями, сдобренными изрядной дозой лжи, Жданов способен лишь дискредитировать любое доброе начинание и, в длительной перспективе, принести результат обратный ожидаемому.