Ф.В. Кондратьев
Религиозная духовность в понимании психиатра
Лекция
Продолжение. Читать сначала >>>
Религиозные учения предписывают определенный модус социального поведения верующих, в том числе в виде согласованных ритуальных действий. В случаях своего доминирующего положения в социуме религиозное учение определяет в нем общественное мировоззрение и формирует адекватные ему векторы социальных отношений людей, считающих себя религиозными. Одновременно в социуме, имеющем доминирующую религиозную традицию, религиозная ритуальность становилась нормативной формой поведения даже у людей без религиозного чувства и без главенства духовности в антропном триединстве. Не желая выделяться в своем микросоциуме, такие люди также называют себя верующими, но от этого их «религиозность» не перестает быть бездуховной, она у них без внутреннего чувства со-бытия и носит всего лишь номинально-ритуальный характер. У таких людей принятое «как у всех» религиозное верование и учение может легко измениться, поддаться коррекции под психологическим воздействием атеистов или иноверцев. Понятие «религиозная духовность» к ним не относится именно потому, что здесь нет в основе религиозного чувства, а имеет место лишь результат социально-психологического воздействия, индукции.
Каждое религиозное вероучение показывает человеку его роль и должную позицию в системе экзистенциональных смыслов (смыслов бытия от начала жизни и даже после ее конца). И такая религиозная духовность становится как бы нравственной конституцией личности [5].
Религиозная духовность как основа нравственной конституции личности определяет направленность социального поведения как у психически здоровых, так и у больных. Так, сущность религиозной духовности у психически здорового воцерковленного христианина и также психически здорового фанатичного приверженца исламского фундаментализма полностью противоположны, что обусловливает радикальные различия их жизни. Такие же различия и у психически больных. Больные шизофренией при одном и том же синдроме с одной и той же фабулой, но с принципиально различной религиозной духовностью обнаруживают и принципиально различное поведение — одни молитвенно просят Бога урезонить «преследователей», а другие убивают своих мнимых врагов. Один из моих пациентов — больной шизофренией — рассказывал, что у него были состояния, когда «голоса приказывали» выколоть мне пальцами глаза. Понимая чуждость этих требований, он обращался за помощью к Богу. Мне не раз приходилось иметь дело с больными в остром психотическом состоянии, с синдромом Кандинского-Клерамбо, которые при нелепом в целом поведении, испытывая императивные галлюцинации, не допускали того, что противоречило бы их нравственной конституции, основанной на религиозной духовности.
Такое же значение нравственной конституции прослеживается и в тех случаях, когда религиозность как чувство связи исходит от сатанинской духовности. Жизнеописания имеющих светлую духовность, которая проявляется во всех деяниях, достаточно широко представлена в церковной литературе. Русскоязычных изданий о жизни имеющих религиозную духовность противоположного направления — сатанинскую — практически нет. В книге «Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа» (2000) [17], написанной по материалам проведенных мной судебно-психиатрических экспертиз, даны примеры религиозной духовности сатанинского содержания. Эта духовность, имея деструктивную направленность, создает соответствующую нравственную конституцию, которая предопределяет общественно опасное поведение адептов сатанизма. Эти особенности высшего, духовного уровня измерения личности проявлялись вне зависимости от качества душевного (психологического) уровня. Они направляли в соответствующую сторону поведение как психически здоровых, так и психически больных сатанистов. Так, один из них, психически здоровый, в своих действиях предусмотрел все, «чтобы ублажить сатану». Он совершил кражу иконы именно у православного художника и именно в Пасхальную ночь, намеревался изнасиловать служительницу храма именно такую, чтобы та была девственницей, а само надругательство совершить в алтаре и именно на престоле – самом святом месте в христианском храме. Другой больной, страдающий шизофренией, свое «служение сатане» реализовал убийством трех иноков-звонарей именно одного из наиболее почитаемых монастырей, во время торжественного перезвона в Пасхальную ночь и кинжалом с символикой «666». Такова у них была религиозная духовность, выразившаяся в служении сатане. И тот, и другой имели чувственный контакт «с Повелителем».
У меня нет достаточного материала для статистически достоверных обобщений, какие факторы (наследственные, особенности раннего детства и подросткового возраста, микросоциальной экологии или что другое) предопределяли различия религиозного чувства: со-бытие с Богом или со-бытие с Сатаной. Хотя изучение фактического материала не дало оснований для категорических утверждений об абсолютных причинах, все же можно отметить достаточно четкое преобладание благостных отношений в семьях тех, кто в последующем имел чувственное со-бытие со светлой духовностью, и, наоборот, антагонизм, взаимонеприязнь, ненависть в семьях тех, кто в дальнейшем имел духовное со-бытие с Сатаной. Наиболее чувствительным к таким влияниям является предпубертатный и пубертатный возраст, в более позднем возрасте такой зависимости нет. Один из моих подэкспертных, убивший свою мать за то, что она препятствовала его связям с сатанистской общиной, воспитывался в семье с враждебными взаимоотношениями родителей. Уже в детстве он имел прозвище «злодей», изощренно мучил животных, издевался над бомжами. В школе учился хорошо, но ни с кем не дружил, всем «делал гадости исподтишка». Успешно отслужил в армии. Возвратившись домой, искал контакты с сатанистами, так как чувствовал потребность связи с «темными силами». На экспертизе признавался, что испытывает чувство «зова к сатане», а тяготение к нему заметил у себя еще в детстве.
Родителям нескольких сатанистов удавалось прибегать к помощи психотерапевтов и психиатров для упорядочивания их социального поведения, однако ни в одном случае положительного эффекта не было. Наоборот, попытки вмешательства родителей вызывали агрессивные реакции, даже убийство, случай которого только что упоминался. Сатанизм – религиозная духовность деструктивной направленности, создающая личностную конституцию, которая не корригируется медико-фармакологи- ческими или психологическими методами воздействия.
Религиозная духовность всегда неповторимо индивидуальна, раз сложившись она не изменяется в последующей жизни. Психиатру, конечно, надо иметь представление о духовной сущности своего пациента, поскольку именно она выражает основу его личности, ее конституцию — это всегда помогает в реадаптации больного и может прогнозировать его социальное поведение, в том числе вероятность опасных действий. Знать надо, но не пытаться навязчиво корригировать, поскольку это не может дать результата и лишь вызовет негативную реакцию пациента. Затрагивать религиозные темы следует осторожно, на основе взаимопонимания. Психиатр-атеист, не имеющий религиозного опыта, без религиозного чувства, живущий вне со-бытия с Богом, вообще не имеет морального права вмешиваться в духовную жизнь своего пациента, предлагать какие-то советы. Можно дать аналогию: кто-то без музыкального опыта, без чувства музыки, без музыкального слуха вдруг бы стал советником Моцарта или позволил себе править сонаты Баха.
В своей практической работе у психиатра могут возникнуть трудности в определении реальности наличия религиозной духовности у пациента и опасность принять за таковую «религиозность» номинальную. Опыт показал, что утверждения пациента, что он атеист или что он верующий, может полностью не соответствовать действительности. Без религиозного чувства, без религиозного опыта и духовной жизни пациент не может считаться религиозным. Принадлежность к каким-либо «религиям», не имеющим духовной основы, верования в «истинность» этих учений и участие в ритуальных действиях не свидетельствуют о религиозной духовности пациента, например, у адептов сайентологической «церкви» Хаббарда. «Религиозное учение», как фабула бреда, не является свидетельством религиозности психически больного, даже, если найдутся индуцированные этим бредом адепты «новой религии».
Заключая свое эссе, мне хотелось бы представить его как некое продолжение упомянутых рассуждений С.С. Корсакова относительно метафизики и психиатрии. По моему мнению, метафизические проявления надпсихологичны, они выше уровня душевных инструментариев логического познания и общения символами. Коммуникации на метафизическом, духовном уровне иные, они бессловесны, т.е. без участия «биокомпьютера» (головного мозга). Здесь взаимообмен внутреннего духа, как высшего уровня интегрального триединства человека, и внешнего Духа, Высшего и Бесконечного, происходит в чувственном формате, без материальных информационных носителей и вне временны́х регламентов. В этом со-бытии человек не слышит указов, наставлений, подсказок или запретов, но он их чувствует, решая по своей свободной воле подчиняться им или нет. Так соединяется внутренний мир человека и внешний духовный мир в единое со-бытие, которое можно обозначить как религиозная духовность, она надпсихологична и поэтому не может быть психопатологической и иметь отношение к понятиям психиатрии. К этому можно добавить: если религиозность – результат научения пониманию духовных сил, то духовность – непосредственное их чувствование и принятие к действию их предписаний в реальной жизни. Религиозная духовность – это осознанное чувство обоюдосторонней связи с Высшей Вечной Духовностью и добровольность в подчиненности ей.
В итоге лекции выделю некоторые тезисы.
Религиозная духовность – интегральное понятие, объединяющее религиозное чувство, его объяснение, веру в истинность этого объяснения и поведение, соответствующее этой вере. Это индивидуальное, нормативное, надпсихологическое свойство личности, выражающееся в чувстве со-бытия с высшей вечной духовностью. Такое со-бытие выражается в обоесторонней чувственной коммуникации и добровольной подчиненности Высшему Началу.
Религиозное чувство — напоминание человеку о его внутренней духовной сущности и неразрывной связи с внешней, Вселенской Духовностью. Реальность переживания религиозного чувства требует своего объяснения. Совместные и согласованные объяснения создают религиозные учения — религию. Непоколебимая уверенность в истинности такого объяснения является религиозной верой. Такая вера, основанная на чувстве со-бытия с духовным, надпсихологична, а поэтому не поддается какой-либо внешней коррекции.
Суть человека определяется религиозной духовностью, она предопределяет его нравственную конституцию и императивы конкретных действий, проявляясь в смыслах и направленности его жизнедеятельности, в особенностях построения социальных отношений.
Надпсихологическое положение религиозной духовности сохраняет свою сущность при возникновении расстройств на психологическом (психопатология) и телесном уровнях антропологического интеграла (тело-душа-дух). Верховенство Духа в этом единстве придает религиозной духовности определяющую, императивную роль, позволяющую вносить коррекцию и на телесном и душевном уровнях.
В социуме, имеющем доминирующую религиозную традицию, сформировавшаяся религиозная ритуальность может быть нормативной формой поведения даже у людей без религиозного чувства и без главенства духовности в антропном триединстве. Не желая выделяться в своем микросоциуме, такие люди также называют себя верующими, но их изначально психологически индуцированная «религиозность» бездуховна, без внутреннего чувства со-бытия и носит всего лишь номинально-ритуальный характер. У таких людей принятое «как у всех» религиозное верование и учение может легко измениться, поддаться коррекции под психологическим воздействием атеистов или иноверцев. В этих случаях при приятии нового верования понятие «религиозная духовность» к ним не относится именно потому, что она не основана на религиозном чувстве.
Сатанизм — религиозная духовность, деструктивной направленности, создающая личностную конституцию, которая не корригируется медико-фармакологическими или психологическими методами воздействия.
Литература
- Кондратьев Ф.В. Судьбы больных шизофренией. М.: Юстицин- форм. 2010. 402 с.
- Кондратьев Ф.В. Духовность как корректор душевных расстройств // Материалы научной конференции «Междисциплинарный подход к психическим расстройствам и их лечению: миф или реальность?». Санкт-Петербург, 2014. № 101. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olds-sektain.1gb.ru/Kondratyev/16. html (дата обращения: 12.12.2017).
- Кондратьев Ф.В. Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния // Российский психиатрический журнал. 2012. № 5. С. 5-13.
- Кондратьев Ф.В. Значение религиозности для психического здоровья: Доклад на Международных образовательных рождественских чтениях. М., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olds-sektain.1gb.ru/Kondratyev/15.html (дата обращения: 12.12.2017).
- Кондратьев Ф.В. Душевные и духовные болезни - как их понимают врачи-психиатры // Православие и проблемы биоэтики: сборник работ. М., 2017. С. 305-322.
- Кондратьев Ф.В. Религиозность психически больного — методологические проблемы ее понимания // Материалы Первой московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия» (Москва, 20-21 апреля 2017 года). М., 2017. С. 175-178.
- Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. М.: Информ.-издат. центр «Истина и Жизнь», 1995. 276 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с анг. и нем. М.: Прогресс, 1990. 364 с.
- Sticco М. San Francesco d'Assisi: Cantico delle Creature, vita e pensiero. Milano, 1990. 236 p.
- Лосский B.H. Божественный мрак: очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.288 с.
- Корсаков С.С. Курс психиатрии. М. 1901.1112 с.
- Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. 265 с.
- Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл. 2005.190 с.
- Jung C.G. Psychologie de I'inconscient. 5 edit. Geneve: Libr. Univ. Georg et Cie S.A., 1983. 507 p.
- Джуссани Л. Религиозное чувство. «Путь». М.: Христианская литература, 2000. Кн. 1.189 с.
- Кондратьев Ф.В. Проблемы социальной психиатрии и религиозность населения // Сборник «Социальная психиатрия» / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. 2009. Вып. 4. С. 139-166.
- Кондратьев Ф.В. Сатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство //Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 270 с.
References
- Kondrat'ev FV. Sud'by bol'nyh shizofreniej. Moscow; 2010. 402 p. Russian.
- Kondratev FV. Dukhovnost как korrektor dushevnykh rasstroistv. In: Materialy nauchnoi konferentcii «Mezhdistciplinarnyi podkhod к psikhicheskim rasstroistvam i ikh lecheniiu: mif ili realnost?» [Electronic resource]. Sankt-Peterburg; 2014. URL: http://olds-sektain.1gb.ru/ Kondratyev/16.html (Date available: 10.11.2017). Russian.
- Kondratev FV. Religioznost i psikhopatologiia. Aspekty vzaimovliianiia. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2012;(5):5-13. Russian.
- Kondratev FV. Znachenie religioznosti dlia psikhicheskogo zdorovia: Doklad na Mezhdunarodnykh obrazovatelnykh rozhdestvenskikh chteniiakh [Electronic resource]. Moscow; 2008. URL: http://olds- sektain.1gb.ru/Kondratyev/15.html (Date available: 10.11.2017). Russian.
- Kondratev FV. Dushevnye i dukhovnye bolezni - как ikh ponimaiut vrachi-psikhiatry. In: Pravoslavie i problemy bioetiki: Sbornik rabot. Moscow; 2017. p. 305-22. Russian.
- Kondratev FV. Religioznost psikhicheski bolnogo — metodologicheskie problemy ее ponimaniia. In: Materialy Pervoi moskovskoi mezhdunarodnoi konferentcii «Religioznost i klinicheskaia psikhiatriia» (Moscow, 20-21 April 2017). Moscow; 2017. p. 175-8. Russian.
- Ioann Pavel II. Perestupit porog nadezhdy. Moscow; 1995. 276 p. Russian.
- Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla: per. s ang. i nem. Moscow; 1990. 364 p. Russian.
- Sticco M. San Francesco d'Assisi: Cantico delle Creature, vita e pensiero. Milano; 1990. 236 p.
- Losskii VN. Bozhestvennyi mrak: ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi tcerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. Moscow; 1991. 288 p. Russian.
- Korsakov SS. Kurs psikhiatrii. Moscow; 1901.1112 p. Russian.
- Nikolskii NM. Izbrannye proizvedeniia po istorii religii. Moscow; 1974. 265 p. Russian.
- Vasiliuk FE. Perezhivanie i molitva. Opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniia. Moscow; 2005.190 p. Russian.
- Jung CG. Psychologie de I'inconscient. 5 edit. Geneve: Libr. Univ. Georg et Cie S.A., 1983. 507 p.
- Dzhussani L. Religioznoe chuvstvo. «Put». Moscow; 2000. Kn. 1.189 p. Russian.
- Kondratev FV. Problemy sotcialnoi psikhiatrii i religioznost naseleniia. In: Ed. Dmitrieva ТВ. Sbornik «Sotcialnaia psikhiatriia». Moscow; 2009. Vyp. 4. p. 139-66. Russian.
- Kondratev FV. Satanizm как realnost i «satanizm» как psikhicheskoe rasstroistvo. In: Liudi pogibeli. Satanizm v Rossii: popytka analiza. Moscow; 2000. 270 p. Russian.