Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Письмо сектанта Караваева

Опубликовано 30.03.2006

Недавно мы получили письмо от некоего Александра Караваева, назвавшего себя пастором церкви «Лоза», в котором нас в очередной раз обвинили во лжи. Секта «Лоза» действительно действует у нас в Туле. Ее посещают не более 15-20 человек. Секта неопятидесятнического толка. Предлагаем вам ознакомится сначала с названным письмом, потом с нашим на него ответом

«Уважаемые создатели сайта "Тульский информационно - консультативный центр по вопросам сектанства"!

Пишет вам пастор Церкви Евангельских Христиан "Лоза" г.Тулы, Александр Караваев.

Я, конечно, понимаю ваш пыл и ревность по православию, но, к сожалению, ваши формы противостояния другим религиозным движениям дошли до самых низменных пределов нравственности и разумности.

Меня удивляет, что вы, считая себя христианами, избрали такой принцип борьбы с инакомыслием. Ведь это полностью противоречит учению христианства, как в общем, так и в частности, в Православной Церкви. 

 Как вы можете использовать прямую ложь и наговоры в желании утвердить истину?

Ваши опасения за целостность нашей Страны вносят больше смуты и беспорядка, чем все религиозные организации вместе взятые. Причем, эти опасения подпитаны явным религиозным экстремизмом, а не патриотизмом.

Довожу до вашего сведения, что в соответствии с решением № 4 (138) от 12 февраля 1998 г , судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ "в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как "секта". Термины "секта" и "тоталитарная секта" даже в религиоведении не корректны - многие ученые отказались от их использования (а некоторые не использовали никогда), предпочтя нейтральный - новое религиозное движение (НРД). Само использование термина "секта" в СМИ разжигает рознь и нетерпимость. 

Дорогие! Остается только делать выводы, что ваши религиоведы и юристы - самозванцы или спекулянты, бесчестящие, в первую очередь себя, а затем и высокую науку-религиоведение. Придуманные вами, спекулятивно, новые термины ("движение веры", "неопятидесятники") ничего общего с научным исследованием не имеет. Все ваше описание нашей вероучительной практики есть совершенная ложь, которая с позором обнаружится в вас, если не сейчас, то потом. 

Разжигаемая вами словесная агония очень похожа на ту, которой были заражены книжники и фарисеи во времена Иисуса. Они, не заботясь о чистоте внутри себя, показывали только  вид благочестия снаружи, как гробы окрашенные, внутри же исполенные всякого хищения и коварства.

Совершенно очевидно, что вы заботитесь не о Божьем, а о своем и верите не в Бога, а в себя .   

Дорогие, одумайтесь! Кроме вас самих и других людей, на вас смотрит еще и Бог. Прикрываясь видом благочестия и творя беззаконные дела вы идете против воли Того, Кого называете своим Господом.

  "Раб же тот, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много;  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут". (От Луки 12:47,48)

Если же у вас есть действительно конкретные, разумно обоснованные и законные притензии, то начните, хотя бы, решать их в прямом диалоге с религиозными организациями, а не из-под тишка, как воры и разбойники.

Дорогие! Не позорьте себя, Христа и Церковь.

Александр Караваев»

 

Наш ответ.

Здравствуйте, Александр.

Буду отвечать на Ваше письмо по-порядку.

« Я, конечно, понимаю ваш пыл и ревность по православию, но, к сожалению, ваши формы противостояния другим религиозным движениям дошли до самых низменных пределов нравственности и разумности»

Начнем с того, что мы не противостоим другим религиозным организациям, мы стремимся дать людям достоверную информацию о деструктивных сектах и культах, к коим причисляем и пятидесятничество в современной его форме (неопятидесятничество). Не понятно, что Вы подразумеваете под пределами нравственности и разумности, якобы нами нарушенными? Наши читатели, да и мы сами, ничего безнравственного и неразумного на сайте не находим.

« Меня удивляет, что вы, считая себя христианами, избрали такой принцип борьбы с инакомыслием. Ведь это полностью противоречит учению христианства, как в общем, так и в частности, в Православной Церкви. 

Как вы можете использовать прямую ложь и наговоры в желании утвердить истину?»

Нас удивляет как Вы и подобные Вам вообще именуют себя христианами. Еще раз говорю Вам, что мы с инакомыслием не боремся, мы освещаем точку зрения как зарубежных, так и российских специалистов-религиоведов. Боретесь с инакомыслием как раз Вы, указывая, что нам писать и как нам следует мыслить!

Что именно по-вашему противоречит христианству? То, что мы предупреждаем людей о религиозных шарлатанах и самочинцах? Не думаю, что это так.

Вы повторяете ошибку писавших нам ранее гневные письма сектантов. Нас именуют лжецами, негодяями и проч., а где именно в наших материалах содержится ложь никто не удосужился указать и доказать, что мы лжем. Мы описываем достоверные факты, зачастую свидетелями, которых были сами.

«Ваши опасения за целостность нашей Страны вносят больше смуты и беспорядка, чем все религиозные организации вместе взятые. Причем, эти опасения подпитаны явным религиозным экстремизмом, а не патриотизмом»

Т.е. Вы признаете за своей организацией и им подобными роль разрушителей нашего Отечества. Это весьма правдиво с Вашей стороны. Сектантам, как правило, не свойственны патриотические настроения, поэтому мы не удивляемся, что Вы нас именуете религиозными экстремистами.

«Довожу до вашего сведения, что в соответствии с решением № 4 (138) от 12 февраля 1998 г , судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ "в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как "секта". Термины "секта" и "тоталитарная секта" даже в религиоведении не корректны - многие ученые отказались от их использования (а некоторые не использовали никогда), предпочтя нейтральный - новое религиозное движение (НРД). Само использование термина "секта" в СМИ разжигает рознь и нетерпимость»

Термины «секта», «тоталитарная секта» и проч. в настоящее время применяются повсюду. Широко применяются они и в документах госучреждений разного уровня. Читайте в конце данного письма статью политолога Романа Секретарева.

Слово «секта» - это русское слово. Согласитесь, что некорректно править русский язык в соответствии с капризами разного рода сектантов. Откройте любой энциклопедический словарь, и вы это слово там обязательно обнаружите.  

«Дорогие! Остается только делать выводы, что ваши религиоведы и юристы - самозванцы или спекулянты, бесчестящие, в первую очередь себя, а затем и высокую науку-религиоведение. Придуманные вами, спекулятивно, новые термины ("движение веры", "неопятидесятники") ничего общего с научным исследованием не имеет. Все ваше описание нашей вероучительной практики есть совершенная ложь, которая с позором обнаружится в вас, если не сейчас, то потом» 

Мнения специалистов-религиоведов и сектоведов, публикуемые на нашем сайте признаны во всем мире. Термины, определяющие те или иные религиозные организации, к нам пришли по большей части из-за рубежа, т.к. там с проблемой тоталитарного сектантства столкнулись намного раньше, чем мы.

Что именно ложно в описании вашей вероучительной практики? Теология процветания Вам не известна? Глоссолалия (говорение на «языках») – это тоже ложь? То, что ваши богослужения похожи на рок-концерты? То, что они порой переходят в истерию участвующих в них людей и оказывают негативные последствия для них же? Или еще что-нибудь? Ответьте нам.

К тому же у Вас нет устойчивой вероучительной практики, все ваши «пастора» зачастую лепят, что им только в голову придет.

У нас есть документы, материалы, видеозаписи и проч., доказывающие все вышесказанное.

«Разжигаемая вами словесная агония очень похожа на ту, которой были заражены книжники и фарисеи во времена Иисуса. Они, не заботясь о чистоте внутри себя, показывали только  вид благочестия снаружи, как гробы окрашенные, внутри же исполенные всякого хищения и коварства.

Совершенно очевидно, что вы заботитесь не о Божьем, а о своем и верите не в Бога, а в себя» 

Не понятно, почему Вы нас сравниваете с книжниками и фарисеями? Наш сайт имеет не миссионерский характер. Мы не учим людей праведности, и как достигнуть спасения. Мы предупреждаем об опасности сект. К тому же мы не имеем совершенно никаких личных выгод оттого, что мы делаем. Мы просто не можем спокойно стоять и наблюдать, как разрывают на части наше Отечество, как калечат наших соотечественников.

«Дорогие, одумайтесь! Кроме вас самих и других людей, на вас смотрит еще и Бог. Прикрываясь видом благочестия и творя беззаконные дела вы идете против воли Того, Кого называете своим Господом.

  "Раб же тот, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много;  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут". (От Луки 12:47,48)

Одумайтесь! Это мы призываем вас. Прикрываясь видом благочестия и творя беззаконные дела вы идете против воли Того, Кого называете своим Господом. Вы предали веру отцов, вы предали свою землю.

Одумайтесь! Мы вас всегда ждем!

 Андрей Булавин, «Сектаинфо»

 

Об употреблении терминов «культ» и «секта»

Статья 14 Конституции Российской Федерации предусматривает, что все религии равны перед законом. В связи с этим возникает сложная проблема, имеющая правовой, социологический, и, что наиболее важно, религиоведческий аспекты, - допустимо ли именовать так называемые «новые религиозные движения» (тоталитарными) сектами и (деструктивными) культами? Ведь оба приведенных термина уже прочно вошли в активный лексикон не только специалистов - религиоведов, но активно употребляются и людьми, не относящими себя ни к одной из конфессий. Не является ли употребление указанных терминов некорректным, оскорбляющим религиозные чувства последователей того или иного религиозного лидера, ведь бесспорно, что в массовом сознании «секты» и «культы» имеют негативную смысловую нагрузку?

Что касается правового аспекта, то анализ действующего в Российской Федерации и ее субъектах законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать однозначный вывод – как слово «секта», так и слово «культ» прочно вошли в юридический обиход и употребляются широко на самом высоком уровне.

В Доктрине информационной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г . № Пр-1895 [1] к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни отнесена «возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект». Аналогичная формулировка содержится в Концепции информационной безопасности Магаданской области, утвержденной постановлением Губернатора Магаданской области от 4 октября 2002 года № 207 [2].

Заместитель Министра образования Российской Федерации Е.Е. Чепурных письмом от 12 июля 2000 г . № 549/28-16 довел до подведомственных образовательных учреждений информацию правоохранительных органов о деятельности на территории Российской Федерации нетрадиционных религиозных объединений. К числу «иностранных сектантских общин» Е.Е. Чепурных относит: «Свидетелей Иеговы», «Церковь Объединения» (мунитов), «Церковь Сайентологии», «Церковь Христа» (Бостонское движения), «Аум Синрике», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) и ряд других. А ведь заместитель Министра образования – достаточно крупный государственный чиновник федерального уровня и должен быть максимально корректным в своих оценках и суждениях. Видимо, имеющаяся у него информация правоохранительных органов достаточно серьезна и документально подтверждена, если он относит к «сектантским общинам» движения, претендующие на ведущие роли во многих странах и насчитывающие десятки и сотни тысяч последователей. 

Постановлением Губернатора Иркутской области от 29 декабря 2001 г . № 181/636-п была утверждена Концепция региональной государственной молодежной политики в Иркутской области [3]. Под деструктивным культом в Концепции понимается авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и использующая контроль сознания в целях сделать своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, а также с целью обогащения. В Концепции также констатируется тенденция разрушения традиционных ценностных ориентиров, а возникший ценностный вакуум провоцирует распространение среди молодых людей различных форм девиантного поведения, в числе которых Концепция называет и уход в тоталитарные секты. В качестве противовеса предлагается утверждать в молодежной среде идеалы патриотизма, национального самосознания, высших моральных ценностей, правового сознания.

В Белгородской области аналогичная Программа была утверждена постановлением Главы Администрации области от 20 сентября 2000 г . № 591 [4], и, хотя определения культа или секты Программа не содержит, в ней все же предусматривается «противодействие осуществляемой в образовательных учреждениях и средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов». В Приморском крае запрет вовлекать молодых людей в тоталитарные общественные и религиозные объединения установлен статьей 16 Закона Приморского края от 5 июля 1999 года «О молодежной политике в Приморском крае» [5]. В Вологодской области есть понимание того, что «противодействие негативному влиянию тоталитарных религиозных сект позволит уберечь психическое здоровье многих молодых людей». Об этом говорится в п. 3.6 Концепции долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья Вологодской области «Вологодская область–Здоровье 21», которая была утверждена постановлением Губернатора Вологодской области от 15 мая 2000 года № 416 [6].

В Воронежской области существует законодательный запрет на распространение и пропаганду оккультно-мистических, псевдонаучных учений и деятельность тоталитарных, новых религиозных деструктивных движений (выделено автором) в государственных и муниципальных учреждениях образования и здравоохранения. Содержится этот запрет в статье 17 Закона Воронежской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» [7]. Это является достаточно интересным решением областного законодателя с точки зрения юридической техники: чтобы хоть как-то оградить общество от негативных последствий, которые влечет деятельность тоталитарных религиозных движений, не обязательно принимать закон, регулирующий правоотношения в сфере религии.

Законом Пензенской области от 01марта 2004 № 585-ЗПО «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2007 годы)» было выделено финансирование на разработку региональной программы работы со СМИ по профилактике и противодействию деятельности альтернативных целителей и целителей и тоталитарных сект [8].

В VII разделе Концепции национальной политики в Тюменской области на период 1999-2005 годов, утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 6 ноября 1998 года № 185, говорится о необходимости оградить население от тоталитарных экстремистских сект [9].

Во II разделе территориальной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства Томской области (1996-2000 годы)», утвержденной решением Государственной Думы Томской области от 28 января 1997 года № 407, отмечено, что недавно появившиеся тоталитарные секты и секты оккультного толка, расцениваемые как деструктивные силы, наносящие вред нравственному здоровью общества, вызывают неприятие в обществе [10].

На уровне органов местного самоуправления также принято достаточное количество правовых актов, содержащих упоминания о сектах и культах.

В пункте 4.8 муниципальной комплексной программы «Молодежь Ростова (1998-2000 годы)», утвержденной решением Ростовской-на-Дону городской думы от 25 июня 1998 года № 105, была запланирована «борьба с тоталитарными, оккультными сектами деструктивного и разрушающего характера» [11].

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 5 апреля 2001 г . № 127 была утверждена городская программа «Молодежь России» на 2001 – 2003 гг. [12]. В разделе, предусматривающем систему подготовки кадров для работы с молодежью, предусматривается «активизация деятельности по сокращению влияния на молодежь тоталитарных и оккультных сект деструктивного и разрушающего характера». В Положении о Совете по связям с религиозными объединениями при Администрации города Хабаровска, утвержденном распоряжением мэра города Хабаровска от 2 сентября 2002 № 1486-р [13] предусмотрено, что в основные функции Совета входит «оказание психологической, юридической и социальной помощи людям, пострадавшим от действий тоталитарных сект». Дефиниция понятия «тоталитарные религиозные секты» содержится в Распоряжении Администрации города Нижнего Новгорода от 6 сентября 2000 г . № 2669-р [14]. Под тоталитарными религиозными сектами понимаются «нетрадиционные религиозные объединения, наносящие ущерб физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и имуществу граждан». В Концепции формирования гражданского патриотизма в г. Краснодаре, утвержденной Постановлением мэра города Краснодара от 10 ноября 1998 г . № 2283, констатируется, что распространение тоталитарных сект является одним из самых болезненных проявлений общего кризиса общества [15]. 

Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая дело о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального Закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» в связи с жалобами религиозного общества свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь прославления», указал, что государство вправе предусмотреть определенные преграды с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния. Обосновывая данный тезис, Конституционный суд сослался на Постановление Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе», рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях» [16], а также на Постановления Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года и от 26 сентября 1996 года.

Постановление Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» призывает действенно использовать существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты, призывает усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства, призывает государства быть бдительными, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи.

Таким образом, употребление терминов «культ», «секта» в Российской Федерации является вполне правомерным и лежит в русле общеевропейских тенденций. Отказ от данных терминов будет означать непризнание объективных явлений, существующих не только в Российской Федерации, но и во всем мире. 

Примечания:

1. Российская газета, № 187, 28.09.2000 г.

2. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

3. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

4. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

5. Ведомости Думы Приморского края. № 38. 7 июля 1999 г .

6. Законодательство Вологодской области, сборник N 3, май - июнь, 2000 г ., стр. 213

7. Коммуна. № 138. 15 августа 2000 г .

8. Пензенские губернские ведомости, № 3, 12.03.2004 г. и

Ведомости ЗС Пензенской области, № 15 (ч. 1), 20.03.2004, ст. 186

9. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

10. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

11. Ростов Официальный, N 33, 1998.

12. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

13. Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. 9 октября 2002 г . № 9. 2 часть.

14. Текст документа имеется в правовой базе «Консультант Плюс. Региональный выпуск».

15. Краснодарские известия. № 212. 13 ноября 1998 г . Краснодар. № 45. 13 ноября 1998 г .

16. Полный текст Постановления см. в: Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород 23 – 25 апреля 2001 года. Издательство братства св. Александра Невского., 2001. С.23-25.