Секты и культы

Являлся ли убиенный инок Ферапонт тульским паломникам? Как рождаются околоцерковные мифы?

(Из книги «Чудеса истинные и ложные», М., «Даниловский благовестник», 2007).

Игумен Игнатий (Душеин), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», п. Мятлево Калужской обл.

ГОСТЬ С НЕБА ИЛИ НОЧНОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК?

Сначала появился фильм. Авторские права на него принадлежат некоему иеродиакону Авелю, с Тульских краев.

Фильм представляет из себя интервью с группой паломников из Тулы, к которым в автобус, припаркованный возле ворот монастыря «Оптина пустынь», 18 апреля 2003 года, в 4.20 утра, зашел некий священнослужитель, впоследствии сочтенный ими за убиенного оптинского инока Ферапонта (Пушкарева). После в среде православных стали появляться листовки со скорректированным изложением «явления». Затем вышла книга «Явление оптинского мученика Ферапонта». Еще некоторое время спустя в Интернете стал рекламироваться и предлагаться для скачивания фильм «Явление оптинского мученика Ферапонта». Если верить авторам, фильм «создан по благословению епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита и епископа Анадырского и Чукотского Диомида».

Некие активисты распространения этой информации внушают людям мысль, что это «явление» - чуть ли не начало новой эпохи и что указания «явившегося» есть непре-менный залог спасения души и возрождения России.

Что же мы видим на экране? Некоторые моменты фильма сразу вызывают у внима-тельного зрителя вопросы и заставляют усомниться в том, что вошедший в автобус - именно тот, кем некоторые паломники его впоследствии сочли.

1. В ночь на 18 апреля 2003 года автобус был полон. В фильме же мы видим несколько человек. Что это означает? Не то ли, что далеко не все паломники разделяют точку зрения «активистов»?

2. Сразу же «напрягает» эмоциональная взвинченность женщин, рассказывающих о «явлении». Нездоровый восторг, почти кликушеская возбужденность - такому состоянию можно ли доверять?

3. В 4.20 утра в апреле - почти полная темнота. Как известно, все монахи очень похожи друг на друга: бороды, клобуки, облачения - все почти одинаковое. Как же смогли паломники узнать того, кого они до этого даже на фото никогда не видели? Собственно, на мысль о том, что «явившийся» - о. Ферапонт, их навели гораздо позже.

4. Известно, что о. Ферапонт был в иноческом постриге, он не был ни диаконом ни иеромонахом. К паломникам же явился священник, с золотистым (наградным) крестом. Нигде в житиях святых мы не видим, что на небесах существует посмертная хиротония, следовательно, необходимо сразу же отвергнуть мысль о том, что пришедший в автобус священник - о. Ферапонт. Признать возможность посмертной хиротонии - недопустимый модернизм, не вписывающийся в православную святоотеческую традицию.

5. Сам ночной монах ни словом, ни намеком не дал повода думать, что он - гость с небес. А то, что он принял подарки - груши, бананы и т.д. - подтверждает его земной адрес.

 

ДОПОЛНЕНИЯ К АПОКАЛИПСИСУ

Это то, что касается самого факта «явления». Что же сказал ночной гость?

В общем-то он не сказал ничего страшного. Сначала «священник» вкратце изложил житие схимонахини Сепфоры. Насколько точно - не имеет принципиального значе-ния.

Потом последовала проникновенная речь о Божией Матери - в ней тоже нет ничего, что бы могло вызвать недоумение.

Далее пошли пророчества: «Настанет такое тяжелое время, - продолжал монах, - так тяжело будет, что вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Все будут молиться, просить заступничества и помощи. А пред этим событием будет трехдневный пост, какого никто не знает. Все будут стоять на коленях и каяться. Сама Царица Небесная явится нам на 3-й день поста в 10 часов вечера. Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет. Будет очень хорошая жизнь» .

Что же предсказывается?

1. Тяжелые времена (какого рода тяжесть - не говорится).

2. Всеобщее покаяние русского народа.

3. Явление Божией Матери в третий день поста (какого не ясно) в 10 часов вечера.

4. Мгновенное просветление России и «очень хорошая жизнь» (что значит хорошая - тоже не ясно).

Насколько реальны эти предсказания и насколько они в духе православной тради-ции?

Вначале говорится об очень тяжелом времени. В это верится легко. Но следующее утверждение не совсем реальное: «Вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью». Увы, не видно предпосылок. Реально православных у нас около 2% населе-ния. Откуда у остальных такая сознательная вера? Тяжесть наступающих времен как раз в том, что оскудевает вера, исчезает покаяние. Все меньше и меньше людей потенциально готовы встать на колени и покаяться в своих грехах. Кстати, Апокалипсис, описывая последние судороги мира, не только не говорит о покаянии людей, напротив: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих... и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9, 20-21); «... и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 11).

Итак, пророчества Апокалипсиса не дают оснований верить во всеобщее покаяние в «тяжелые времена», как бы ни хотелось.

Предсказание о явлении Божией Матери на 3-й день поста в 10 часов вечера можно не комментировать - никаких других источников, с которыми можно было бы сравнить его, нет.

Непонятен и смысл пророческих слов: «Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет». «Нечисть» здесь понимается как нечто внешнее, не имеющее отношения к лю-дям, но на самом деле она - в душе каждого из нас. И в один миг «просветления» она не испарится. Изживать ее из сердца - труд всей жизни, иначе придется отказаться от всех Святых Отцов - аскетов Церкви. Эта мечта о наступлении рая в одной отдельно взятой России сродни большевистским утопиям и хилиастким ересям.

Далее монах повелевает почтить это грядущее явление Божий Матери ежедневным молитвенным трудом: «В память об этом событии, - подчеркнул монах, - молитесь на коленях каждый день Божией Матери в 10 часов вечера. Она явится именно в этот час. А чтобы не забывать, имейте при себе маленький будильничек, заведенный на это вечер-нее время.

- А какой иконе молиться? - кто-то задал вопрос.

- Молитесь за спасение России иконе Божией Матери "Державная", - ответил монах.

Паломники спросили:

- А что читать, как молиться?

Он ответил:

- Покаянно. Кто как может. А можно, как делали древние святые: распростер-шись на полу крестообразно молиться-покаянно (орфография листовки. - Иг. И.).

- По какому времени молиться?

- По которому живете, - ответил он».

 

ГУЛАГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ?

Далее монах, который, по мнению некоторых паломников, является о. Ферапон-том, сошедшим с небес, говорит: «А вот совсем недавно к нам приезжали высокие чины из ФСБ... Но вы же знаете, какие наши старцы! И перед силою святыни они не могли лгать. Их уста сказали, что гонения на нас готовы, готовы все тюрьмы. Они против во-ли своей стали рассказывать, что на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в те-чение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь и заполнен... если мы не будем молиться и каяться. Для каждого из вас уже готовы наручники и кандалы. Ждут только команды».

Пропагандистов «явления» не смущает тот факт, что инок с небес говорит о том, что «к нам приезжали высокие чины из ФСБ». Никак органы и на небо добрались? Или монах был не с небес, а откуда поближе? Скорее, второе.

Что означают его слова: «вы же знаете, какие наши старцы!»? Известно, что в Оптиной есть только один человек, которого можно назвать старцем. Множественное число вносит туман в этот вопрос. Зачем?

Далее: «На Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь». Проверить информацию о Соловках не-сложно: там ныне монастырь - можно позвонить: уж не зарешечен ли он? Но, во-первых - это дезинформация, во-вторых - тюрем в России и без Соловков хватает, стоит ли переживать по этому поводу? Надо будет - найдут куда посадить, и наручников хватит на всю страну .

Но откровения ночного гостя на этом не кончились: «Не верьте тем, кто говорит вам, что скоро конец света. Пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще про-должаться. Конец света никому не открыт».

Но если «конец света никому не открыт», то откуда «монаху» известно, что «пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться»? Ведь это прямое указание на время! Как можно не видеть этого вопиющего противоречия?

 

НОВОЕ СЛОВО В ЯЗЫКОВЕДЕНИИ И «ДУХОВНЫЙ РАСИЗМ»

Далее монах открывает свои обширные познания древних языков: «Потом стал говорить нам о святости древнееврейской письменности:

- Каждые буковки древнееврейской письменности - это святость. Изначально они уходят корнями к царю Давиду, их нужно лобызать. Еврейский народ очень глубокой веры, как от неба до земли» .

Кроме несправедливого отнесения истории зарождения древнееврейского языка к временам царя Давида (интересно, а Моисей на каком языке заповеди записывал?), здесь присутствует интереснейшее утверждение о святости самих букв еврейского алфавита. Надо сказать, что нигде в Писании или Святоотеческом предании мы подобного утвер-ждения не встретим.

Говорить можно о святыне богодухновенного текста, но утверждать святость само-го алфавита, его передающего - нечто новое. Здесь недалеко до магизма. Уж не каббалу ли проповедует гость?

«Два народа - еврейский и русский - были выбраны Богом не случайно. Еврейский народ за глубокую веру в Бога, а русский народ - за добрую, широкую душу. А в совокупно-сти получается - Крест», - продолжал монах.

Надо отметить, что в православном учении отсутствует идея о превосходстве того или иного народа или, наоборот, об ущербности какой-либо нации. Подобные утвержде-ния звучат некорректно по отношению к другим народам, проповедуют некий духовный расизм.

Если избранники Божии только евреи и русские, то кто же греки - наши отцы по вере? Где грузины, копты, единокровники свв. Антония и Макария, сербы, румыны, бол-гары и т.д.?

 

КАК СОЗДАЮТСЯ МИФЫ

«Ну вот, а теперь мы с вами все в пасхальной радости! - закончил монах» - вы-сказывание для этого дня (а дело было накануне Лазаревой субботы) более чем странное.

«И не верьте, что будет конец мира!» - выходя из автобуса, еще раз напомнил монах. Ошибся, видно, апостол Иоанн Богослов - отменил конец света странный ночной гость.

После этого, выйдя из автобуса, монах исчез: то ли в темноте скрылся, то ли в воз-духе растворился - непонятно, но почва для мифа готова. Вывод некоторыми паломника-ми был сделан однозначно - это было небесное явление. Позже их навели на мысль («от-крылась вся правда»), что явившийся был инок Ферапонт.

Что можно сказать об этом «явлении»? Во-первых, то, что это не тот случай, из-за которого вообще нужно всерьез спорить, а тем более придавать ему какое-то чрезвычай-ное значение. Не будет греха вообще не верить в это явление, но и если кто верит - что ж, это дело его совести. Только не нужно навязывать всему православному народу некое «новое откровение», призывать чуть ли не менять символ веры и подлаживать Священное Предание под откровения «небесного гостя».

Лично я не собираюсь следовать указанию молиться в 10 часов вечера каждый день в память предсказанного монахом явления Божией Матери. Но если кто помолится - хуже не станет...

Так что же все-таки это было? Три варианта: небесное явление, бесовское искуше-ние или чисто земное дело - зашел человек на огонек.

Что касается возможности небесного явления, то возражения против такого вари-анта изложены выше.

Хотелось привести несколько святоотеческих цитат о правильном отношении даже ко всяческим явлениям.

 

ДАЖЕ ИСКУСНЫЕ ОШИБАЛИСЬ И ГИБЛИ

Вот что пишет о небесных явлениях святитель Игнатий Брянчанинов:

«Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенно-го внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спаситель-ную осторожность» .

Что это значит? Что чем меньше внимания мы уделяем явлениям и чудесам, даже истинным, тем лучше. Надо трудиться над очищением своей души.

«Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света; тем удобнее могут быть обмануты ныне, и непонятнее. Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни мас-кировалось зло. Поэтому Святые Отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, - но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов - Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться» .

Крайняя осторожность нужна в этих делах. Даже искусные ошибались и гибли, что же о нас говорить!

 

ТЕСТ НА БОЛЕЗНЬ

И все же мне лично думается, что это «явление» и не небесное и не бесовское. Просто некий монах (или даже выдающий себя за такового) зашел в автобус и сказал свое частное мнение по некоторым вопросам. Его приняли за небесного посланца - бывает.

Откуда набор такой информации в голове? Всякое может быть. Мне лично знаком хороший, благочестивый монах, который просто психически болен. Я очень легко могу его представить идущим ночью с кадилом по лесу, говорящим нелепицы паломникам, вещающим о явлениях и чудесах.

Собственно, и сама история этого «явления» - показатель нездоровости нашей цер-ковной атмосферы, болезненной падкости на чудеса и знамения, отсутствия твердого фундамента подлинной духовной жизни.

Ну, какая для нас разница, в котором часу молиться? Главное - молиться! Неужели нас без страшилок о лагерях и наручниках уже и на молитву не загнать?

 

ГОЛОС ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Что добавить еще? Перед публикацией статьи я позвонил в Оптину пустынь. Мне было интересно знать, как сами оптинцы относятся к шуму вокруг «явления» и к самому «явлению»?

Наместник монастыря архимандрит Венедикт высказался однозначно: «Мы почи-таем наших убиенных братий, многие люди приходят на их могилы и получают по их мо-литвам помощь от Господа. Но к этому "явлению" якобы о. Ферапонта мы все отно-симся категорически отрицательно, точнее - мы не считаем это истинным явлением. К сожалению, наш народ не навык еще распознавать ложные чудеса и явления. А высказы-вания о Кресте как пересечении "глубины еврейской веры" и "широты русской души" - кощунственны. Обязательно напишите об этом и о нашем отношении к этой шумихе».

Наверное, больше к данной теме добавить нечего. Остается надеяться, что шумы улягутся, и встревоженные «чудом» люди сконцентрируют свое внимание на том, что в отличие от всех «чудес» имеет серьезное значение для их душ: на повседневном труде по очищению собственного сердца.